Тема:

Ядерная программа Ирана 1 неделя назад

Переговоры "шестерки" с Ираном: путь от шантажа к сотрудничеству

Главы МИД "шестерки" международных посредников подводят предварительные итоги переговоров с Ираном. Они такие: договориться пока не удалось, однако 20 ноября – получится почти наверняка.

Главы МИД "шестерки" международных посредников подводят предварительные итоги переговоров с Ираном. Они такие: договориться пока не удалось, однако 20 ноября — получится почти наверняка.

Итоги трехдневных дискуссий в Женеве министр иностранных дел России Сергей Лавров подвел уже в Нью-Дели, на встрече с коллегами из Индии и Китая. По его словам, в ходе переговоров Ирана с "шестеркой" международных посредников удалось, наконец, "отойти от санкционного рычага".

Действительно, "метод кнута", который Запад использовал, чтобы заставить Тегеран не обогащать уран до оружейного уровня, за многие годы доказал свою неэффективность. Бывший лидер Исламской республики Махмуд Ахмадинежад за восемь лет пребывания у власти сделал анти-западный вектор ключевым в своей политике. Создавалось впечатление, что он участвовал в переговорах только для того, чтобы шантажировать Запад. Не ограничиваясь этим, бывший лидер Ирана порой переходил и к прямым угрозам. Стоит вспомнить хотя бы кризис января 2012 года, когда Тегеран в ответ на санкции ЕС пригрозил перекрыть Ормузский пролив — важнейшую транспортную артерию, по которой из Персидского залива вывозят нефтепродукты.

О "потеплении" в отношениях Ирана с Западом заговорили в конце сентября 2013 года, когда в своем первом серьезном выступлении с высокой трибуны Генассамблеи ООН новый лидер Исламской республики Хасан Роухани заявил: "Ядерному оружию нет места в военной доктрине Ирана, Тегеран готов к переговорам". Первый подготовительный раунд переговоров состоялся в октябре на уровне заместителей глав делегаций "шестерки".

На второй этап съехались уже первые лица государств. В напряженных дискуссиях в отеле "Интерконтиненталь" прошло три дня, было множество двусторонних и трехсторонних встреч. Стороны были очень близки к подписанию договора по принципу "смягчение санкций в обмен на гарантии, что иранский атом так и останется мирным".

Но соглашение так и не состоялось. Франция потребовала более жестких формулировок, которые иранцев не устроили. "Встреча в Женеве позволила нам продвинуться, но у нас не получилось прийти к соглашению, так как к Ирану все еще остается множество вопросов", — прокомментировал ситуацию Лоран Фабиус, министр иностранных дел Франции. "Никакие угрозы и санкции не заставят правительство Ирана поступиться интересами своего народа", — заявил президент Ирана Хасан Роухани. Так что же стоит за желанием Франции, хочет ли она замедлить переговорный процесс? Эксперты уверены: не обошлось без израильского лобби в Париже.

А из Израиля звучат все те же слова о том, сделка с Ираном опасна и может поставить под вопрос мир во всем мире. "Я говорил про Иран, по межконтинентальные баллистические ракеты. Для чего он собирается их использовать? Куда они целятся? В нас! Не в Северную же Америку! Хотя дойдет и до этого через пару лет, – уверен Беньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля. — И у ракет будет ядерная начинка. Иран должен прекратить обогащение урана на всех уровнях!"

Не меньше, чем Тель-Авив, иранский атом волнует и Эр-Рияд. Эксперты усматривают в жесткой позиции Парижа и саудовский след. "Для Саудовской Аравии иранская атомная бомба – опасность номер один", — поясняет политолог Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока.

Как бы то ни было, глава российского МИДа уверен: шансы прийти к соглашению весьма и весьма высоки. Следующий раунд переговоров намечен на 20 ноября, а до этого будут проводиться новые консультации.