Лишение детей наследства. Реплика Максима Соколова

Богатый капиталист Потанин, чье состояние оценивается в 14,5 миллиардов долларов, присоединился к международному почину "Клятва дарения". Почин объединяет около сотни долларовых мультимиллиардеров, которые поклялись отдать не менее половины своего огромного состояния на благотворительность.

Богатый капиталист В. О. Потанин, чье состояние оценивается в 14,5 миллиардов долларов, 4-е место в России и 46-е в мире, присоединился к международному почину "Клятва дарения". Почин объединяет около сотни долларовых мультимиллиардеров, которые торжественно поклялись отдать не менее половины своего огромного состояния на благотворительность.

Пожертвования могут быть произведены как при жизни дарителя, так и по завещанию. Клятва является чисто моральным обязательством и не заверена юридически, что впрочем, и технически сложно. Есть такая вещь, как тайна завещания – если речь идет о посмертной благотворительности. Что же насчет благотворительности прижизненной, то само обещание отдать 50% своего богатства при жизни вообще плохо формализуется.

Во-первых, сам размер богатства сильно меняется. Например, у того же Потанина до кризиса было 19 миллиардов, в кризис его состояние снизилось до двух миллиардов, а затем снова возросло до 14 с половиной. При такой волатильности трудно считать, сколько пойдет на богоугодные дела. Во-вторых, срок дожития есть величина неизвестная и у миллиардеров тоже. Богач может успеть, а может и нет.

Впрочем, большинство поклявшихся взяли это в расчет и заранее лишили наследства своих родственников. Согласно заявлению Потанина, сделанному еще в 2010, дети Потанина – это Анастасия, которой сейчас 28 лет, Владимир, 23 лет и Иван, 12 лет — исключены из завещания.

Конечно, все можно переиграть — юридическую силу имеет только последнее завещание. К тому же, как давно замечено, "Барон здоров. Бог даст, лет десять, двадцать и двадцать пять, и тридцать проживет" — тем более, что к услугам богачей новейшие достижения медицины, а Потанину всего 52 года. Возраст детский, и наследственный случай, бог даст, случится лишь тогда, когда его дети будут вполне зрелыми и состоявшимися людьми.

Присоединяясь к миллиардерскому почину, Потанин заявил: "Надеюсь, что мой пример не только расскажет миру о возрождении филантропии в России, но и вдохновит как моих соотечественников, так и других людей". Надежда Потанина в принципе небезосновательна. Во-первых, филантропия все же носит щадящий по отношению к самому филантропу характер. Это не средневековое "Роздал Влас свое имение, // Сам остался бос и гол // И сбирать на построение // Храма божьего пошел".

Билл Гейтс, Уоррен Баффет и прочие отцы-основатели босыми и голыми отнюдь не остались. Во-вторых — и это относится далеко не только к России — будущность гигантских состояний этих конкретных частных лиц из клуба мульмиллиардеров представляется глубоко неясной. Слишком эти состояния велики, чтобы в условиях мировой нестабильности можно было надеяться на то, что их можно безболезненно удержать и приумножить.

Скорее это тот случай, когда частная собственность перерастает самое себя — и сильно перерастает. Крупная филантропия — это дальновидный метод отдать часть, чтобы сохранить целое. Наконец, в случае с Потаниным, равно как и с другими российскими сверхбогачами, пока что не было случаев спокойного перехода такого богатства по наследству — и вряд ли будет. Уж больно все запутанно.

Когда с собой все равно не унесешь и наследникам все равно не передашь, и лучше, и спокойнее отдать несметное богатство на богоугодные дела.