В ООН всерьез озаботились проблемой использования в войнах автоматизированных средств вооружений. Скорее всего, этому способствовал рост ажиотажа вокруг использования беспилотников для уничтожения потенциальных террористов, который многие считают аморальным. Кристоф Хайнс, который считается одним из самых видных экспертов в области гуманитарного права, призывает ввести мораторий на разработку полностью автоматизированных боевых роботов. По его словам, роботы не могут принимать ответственные решения в сложных ситуациях, а их использование может спровоцировать самую настоящую "механическую бойню". Хайнс призывает приостановить разработки роботизированных видов вооружений до тех пор, пока не будут выработаны четкие нормы международного законодательства, жестко регламентирующие их использование.
На данный момент разработки боевых роботов активно ведутся в США, Израиле, Японии и Южной Корее. Существуют наземные, летающие, надводные и подводные виды. Хотя в основном роботы используются для разведывательных и поисковых операций, есть и боевые экземпляры, например, робот-часовой охраняет границу Южной Кореи и КНДР. Правозащитники отмечают, что существующий уровень искусственного интеллекта не позволяет роботам отличать солдат от мирных жителей, а также не атаковать раненых и сдающихся в плен противников. Разработчики роботов заявляют, что автономность будет нужна лишь тогда, когда роботы останутся без связи и будут вынуждены действовать самостоятельно. Тем не менее, военное командование признает уязвимость программного обеспечения роботов и их уязвимость перед заражением компьютерными вирусами, которые, в том числе, могут вынудить боевых роботов направить оружие против своих создателей. Такой сценарий является центральной темой множества книг и фильмов, например, культового "Терминатора", где суперкомпьютер "Скайнет" захватил контроль над боевыми машинами и спровоцировал ядерную войну с последующим уничтожением выжившей части человечества.
Некоторые роботы уже прошли боевое крещение, в основном, в иракской и афганской войнах. Незаменимым по праву считается робот-сапер на гусеничном ходу TALON, который, в частности, использовался при поисковых операциях после терактов 11 сентября 2001 года. На его базе сделан робот SWORDS, который, в отличие от TALON, оборудован пулеметом калибра 7.62-мм и гранатометом. Для воздушных операций используются беспилотники Predator и Reaper, секретная база которых находится в Йемене. После того, как в прессу просочились сообщения о том, что ЦРУ использует беспилотники для уничтожения американских граждан, подозреваемых в связях с "Аль-Каидой" (запрещена в РФ), в обществе произошел новый всплеск интереса к моральной стороне таких операций. Главным аргументом критиков стало то, что жертвами ударов могут стать невинные люди, а также то, что операторы беспилотников не могут почувствовать цену человеческой жизни, нажимая на курок.
Накал дискуссий достиг такого уровня, что вмешаться пришлось самому президенту США. Выступая перед журналистами, Барак Обама заявил, что считает беспилотники тем видом оружия, которым нужно пользоваться с осторожностью и заверил присутствующих в том, что они используются лишь с согласия стран, на территории которых проводятся операции и лишь тогда, когда захватить цель живой представляется невозможным. При этом президент выразил уверенность в том, что правительство и дальше будет использовать беспилотники для уничтожения террористов, так как они хорошо себя зарекомендовали именно благодаря малому "сопутствующему ущербу", то есть, жертвам среди мирного населения. В ответ это заявление Обамы, спецдокладчик ООН по правам человека и борьбе с терроризмом Бен Эммерсон призвал США к совместному расследованию инцидентов с участием беспилотников, которые повлекли за собой гибель мирных граждан. Официальной реакции из Белого дома пока не последовало.
Зависимость человечества от созданных им технологий возрастает с каждым днем. Мы живем в мире, которым управляют машины, пока что, правда, выполняющие команды людей. Компьютеры с точностью прокладывают маршруты, проводят сложнейшие операции, торгуют на фондовых рынках. По мере развития искусственного интеллекта, все большее количество сфер человеческой жизнедеятельности оказываются автоматизированными. Вопрос о том, как запрограммировать его так, чтобы в один прекрасный момент искусственный интеллект не обратился против человека, мучает человека еще с зари эры робототехники – наиболее полный ответ на него сформировал в 1942 году Айзек Азимов в своих законах робототехники. Правда, тогда речь шла обо всех людях в целом, так что, вопрос о том, как научить робота отличать плохих людей от хороших, пока остается открытым. Тем более, что, судя по фронтовым сводкам, сами люди понимают эту разницу далеко не всегда.