Борьба с незаконно установленными торговыми палатками — еще одна столичная проблема, о которой говорил мэр Сергей Собянин. С момента утверждения правил размещения этих объектов в Москве демонтировано более 6 тысяч киосков. Тем не менее, окончательно победить нелегалов не удается. То тут, то там, буквально за ночь, ларьки появляются вновь.
Предложение значительно опережает спрос. Покупатели не успевают за прыгающими по району ларьками. Они открываются, где и когда хотят. И так же быстро закрываются.
- Скажите, а вы здесь законно находитесь?
"Какая разница?" – вопросом на вопрос отвечает торговец.
Еще несколько минут назад бойкая торговля на Новопесчаной улице сворачивается из-за одного вопроса. Соседний овощной развал также находится здесь незаконно.
"Я не торгую, — говорит молодой человек. — Просто открыл посмотреть товар, чтобы никто ничего не трогал".
- Мы видели, как от вас выходили покупатели.
"Это не покупатели — это мой родственник", — поясняет он дальше.
- Родственник? А вы ему бесплатно товар дали?
"Да, бесплатно товар дал", — отвечает друг продавца.
"Какой бесплатно, я никому ничего не давал", — вносит сумятицу продавец.
Друг продавца, как он представился, подумал-подумал и принял единственно верное в данной ситуации решение — спрятался.
Сегодня в департаменте торговли и услуг Москвы объявлена всеобщая мобилизация. После заявления мэра Москвы: "терпеть это нельзя". И все специалисты разъехались по объектам.
"Сейчас идет по всей Москве одновременная выверка всех объектов торговли, в схеме они или не в схеме, подлежат ли выводу. Эти объекты сейчас инвентаризируются", — пояснила консультант департамента торговли и услуг Москвы Анна Клюшина.
Но посчитать всё будет очень сложно. Торговые павильоны кочуют по району. По официальной информации, снесено более шести тысяч самовольных объектов. Осталось таких еще восемьсот-девятьсот. Утром работали, но к приезду нашей съемочной группы уже закрылись три павильона на Волоколамском шоссе напротив дома 14.
У них, скорее всего, один владелец с Новопесчаной, уж слишком они оперативно свернулись. В управе района "Сокол" на это разводят руками. Они сделали всё, что могли — выиграли суд.
"Мы подали где-то в апреле месяце на них в суд, на эти объекты. Они были отключены от света, закрыты нами. Но не исключено то, что периодически они самовольно открываются", — говорит заведующий сектором потребительского рынка и услуг управы района "Сокол" Никита Ястребцов.
"Получают исполнительный лист, приходят, а недобросовестный предприниматель этот павильон либо передвигает на новое место, либо перепродает его третьему лицу. И, соответственно, то лицо говорит, что иск не по существу. Приходится вновь запускать судебную процедуру", — рассказывает о технологии борьбы с "летучими" торговыми палатками заведующий сектором потребительского рынка и услуг управы района "Сокол" Никита Ястребцов.
Все эти незаконные объекты торговли не платят налоги, электричество получают по старой отработанной схеме — наброской, то есть тоже бесплатно. Поэтому прибыль — миллионная. Легальные торговцы помимо налогов, платят еще по 500 тысяч рублей в год за аренду. В такой борьбе они, конечно, не выдерживают.
"Было много таких фактов: ночью привозят ларек, устанавливают, где-то за углом от нас. И люди, не платя ни налогов, ни аренды, работают. По старым правилам, это все через суд решается. А у нас суд-на-суд. И после этого только через год приходят приставы и вывозят палатки. За год люди успевают и поработать, и нам все испортить", — жалуется легальный предприниматель Валерий Зайцев.
Количество мест в городе, отведенных под мелкорозничную торговлю, за последний год сократилось. Поэтому выйти на рынок легально стало труднее. Те, кто работает вне закона, никаких изменений не заметил. Передвигать ларек с места на место можно, практически, вечно.
Правда, делать это теперь придется намного чаще. Не раз в год, по решению суда, как это было раньше. А минимум, раз в полгода. И уже по решению окружной комиссии.
На днях управы районов наделили полномочиями самостоятельно сносить "просто так" установленные торговые павильоны. И чтобы дело пошло еще быстрее, местным чиновникам посоветовали привлекать сотрудников полиции.