Выставка к 75-летию со дня рождения Рудольфа Нуриева открылась в Москве

Читать Вести в MAX
В Москве в музее Бахрушина открылась выставка, посвященная Рудольфу Нуриеву. 17 марта исполнится 75 лет со дня рождения танцора, который вывел русский балет на новый уровень. Идея выставки – показать, как представляют танец Нуриева современные художники.

В Москве в музее Бахрушина открылась выставка, посвященная Рудольфу Нуриеву. 17 марта исполнится 75 лет со дня рождения танцора, который вывел русский балет на новый уровень. Идея выставки – показать, как современные художники представляют танец Нуриева. Отмечать юбилей знаменитого танцовщика будут в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Казани.

Афиши выставки "Нуриев-танец" в музее имени Бахрушина пришлось переделывать несколько раз: никак не могли определиться, как писать имя великого танцовщика – Рудольф Нуриев или Рудольф Нуреев. Последний вариант – с двумя "е" — был написан в советском паспорте знаменитого артиста. Между тем, в свой последний приезд в Россию он сказал: "Во всем мире меня знают как Нуриева". Это и стало последним аргументом.

Легенде мирового балета, который, по сути, сделал ведущей в спектакле роль танцовщика-мужчины — Рудольфу Нуриеву — в марте исполнилось бы 75. Но выставка на юбилейную не похожа. Никаких костюмов и личных вещей, о биографии артиста говорят лишь архивные записи: Нуриев танцует в театре имени Кирова – ныне Мариинском. И всего три фотоснимка.

"Вот он — совсем юный мальчик, еще даже едва узнаваемый, смотрится в лужу. Это — российский период. Это на фоне Биг-Бена – Англия. И на крыше Гранд-опера — его парижский период", — показывает куратор выставки Елена Лебедева.

Эти плакаты — с одной стороны инсталляция, с другой — приношение мастеру. Молодые художники и дизайнеры – студенты и выпускники Строгановского училища и Университета печати – представили свой взгляд на то, что такое танец Нуриева. Для Петра Лебедева это — совершенный арабеск на фоне декораций из "Баядерки", которые художник сам воссоздал.

"Питерский театральный музей предоставил нам ряд эскизов Вирсаладзе, эскизов сцен, на фоне которых танцевал Нуриев. И мы решили обыграть эти сцены", — рассказывает Лебедев.

"Танец – писал Рудольф Нуриев в "Автобиографии" — это игра не на жизнь, а на смерть". Он говорил: "Движение – часть меня, я – часть движения". В 1961-м, находясь на гастролях в Париже, он отказался вернуться в СССР и стал "невозвращенцем". 15 лет солировал в лондонском Королевском театре – с одинаковым успехом брался за классическую и современную хореографию. Дирижировал, играл на органе, был постановщиком и незаурядным менеджером — шесть лет руководил балетной труппой Гранд-опера.

Его порицали за эпатаж и излишнюю обнаженность – нередко он выходил на сцену в одном трико. Объяснял: важно показать не просто танец, а красоту человеческого тела. Притчей во языцех стала его страсть к роскоши: художник Юлия Тихонова вырезала силуэт Нуриева из узорчатой ткани. А ведь ковры он коллекционировал, словно компенсируя нищенское детство.

"Он вспоминает, что только картошка имела для него значение. Вся страна была подобна голодному волку. Потому что это — военные годы, отец в армии, мать с четырьмя детьми. Такая деталь: она маленького Рудика отнесла в детский сад на спине в платье сестры – у него не было другой одежды и не было обуви", — рассказывает Елена Лебедева.

Юбилей Рудольфа Нуриева будут отмечать в Москве, Санкт-Петербурге, в его родной Уфе и Казани, где проводится фестиваль его имени. И во всех этих городах побывает "Нуриев–танец". Танец, который прервался только со смертью артиста в 54 года.