Тема:

200 лет Бородинской битве 11 лет назад

Реставрация "Бородинской битвы"

Пасмурное небо, войска в дыму и тумане. Это отнюдь не замысел художника, "Бородинскую битву" покрыл полувековой слой пыли. Знаменитую круговую панораму в Москве реставрируют к двухсотлетию Отечественной войны 1812 года.

Пасмурное небо, войска в дыму и тумане. Это отнюдь не замысел художника, "Бородинскую битву" покрыл полувековой слой пыли. Знаменитую круговую панораму в Москве реставрируют к двухсотлетию Отечественной войны 1812 года. Покрасили, заменили лампы, повесили новый тканевый купол, и свет победы вновь сияет над полем.

"Освещение достаточно сложное. Чтобы создавалась иллюзия естественного света, здесь идут не прямые лучи, а отражатели, различные рефлекторы", — рассказывает один из участников реставрационного проекта.

Полотно размером 150 на 15 метров. Столетие назад создать такую панораму было все равно, что сегодня — блокбастер. Император Николай Второй заказал ее художнику-баталисту Францу Рубо, которого считают основоположником русской школы панорамной живописи. Он ездил на Бородинское поле, делал сотни эскизов, часами просиживал в военном архиве. Все для того, чтобы у зрителя создалось ощущение присутствия в самом пекле сражения.

"Медицинские палатки, к которым везут раненого генерала Багратиона, получившего, как мы знаем, смертельную рану. Его везут в последней коляске, а офицеры кавалергардских конно-гвардейских полков приветствуют своего любимого генерала", — комментирует одну из сцен панорамы заместитель директора по развитию Музея "Бородинская битва".

Холст, масляные краски, прожекторы и гипсовый макет – так создавали иллюзии до изобретения 3D. Панорама и сегодня поражает воображение. Кажется, что штаб Кутузова – в трех километрах от наблюдателя. Один из посетителей, вспоминает Владимир Преснов, даже воскликнул: "И как художник так далеко дотянулся?". Трудно поверить, что от церквушки села Бородино и батареи Раевского зрителя отделяют всего 13 метров.

Созданную в 1912 году панораму выставили в деревянном павильоне на Чистых прудах, демонтировали после революции. Где она только не хранилась – в Нескучном саду под сценой, в подвале Миусского собора, на складе сада "Эрмитаж". Вспомнили о ней только в 1962-м, когда подоспел 150-летний юбилей победы над Наполеоном. Рота солдат внесла свернутый холст в новый павильон на Кутузовском проспекте. Десятки лет панорама висела нетронутой, постепенно холст обветшал, да и сам музей заметно отстал от времени.

Раньше найти на полотне самостоятельно, скажем, Наполеона, было практически невозможно. Теперь для посетителей оставят подсказки прямо на перилах. Например, встав сюда, человек сможет прочесть, что белый всадник перед его глазами — это и есть Бонапарт.

Выделенные столичными властями 20 миллионов рублей ушли на модернизацию. Вот-вот установят интерактивные экраны, а в нижних залах уже готовы новые стенды для экспонатов. У лестниц – подъемники для инвалидов. И если раньше музей вмещал только одно круговое полотно, сейчас сможет – десятки. Даже известную "Оборону Севастополя" того же Франца Рубо, но в виде проекции в новом зале, посвященном истории жанра панорама.