В Москве-реке все чаще встречаются рыбы-мутанты

Зачастую рыбаки, которые сидят с удочками на берегу московских водоемов, вызывают недоумение. Казалось бы, кого они могут поймать в столице? Ведь городские предприятия годами использовали Москву-реку, Сходню и Яузу как сточные канавы. И, похоже, что легенды про рыб-мутантов – уже не просто легенды.

Зачастую рыбаки, которые сидят с удочками на берегу московских водоемов, особенно Москвы-реки или Яузы, вызывают недоумение. Казалось бы, кого они могут поймать в столице? Ведь городские предприятия годами использовали реки в качестве сточной канавы, а придорожные ручьи несли пыль, песок и реагенты в Москву-реку, Сходню и Яузу. И, похоже, что легенды про рыб-мутантов – уже не просто легенды.

Специалисты утверждают, что в московских реках водятся не мутанты, а уроды. "Уродства вызваны очень сильным загрязнением среды обитания. Уродства, а не мутации. Мутации нами пока не обнаружены", – отметил в интервью "Москве 24" главный специалист, сотрудник вивария ИПЭиЭ имени А.Н.Северцова Алексей Кистенев.

Чешуя кроваво-красного цвета, отсутствие плавников, вздувшиеся ребра и неестественная форма головы, которая делает рыбу похожей на мопса, – самые распространенные уродства. У некоторых экземпляров наблюдается отсутствие глаз или, наоборот, гипертрофированные глаза, вылезающие из орбит при небольшой встряске.

Всего в реках столицы водится около 40 видов рыб. Самые распространенные – плотва, карась, ротан, бычок-кругляк, ерш, лещ. Самые редкие – радужная форель, стерлядь, налим, щука и сом. Больше всего уродствам подвержены рыбы, питающиеся илом, трубочником и мотылем. Это карась, лещ и плотва. Меньше всего страдают хищники: судак, окунь, сом, ерш.

Специалисты констатируют: московские водоемы больше всего губит поверхностный сток – вода с улиц, которая через коллекторы бежит напрямую в реку. Уже в ближайшее время все такие стоки и ручьи направят на станции фильтрации, одна из которых работает на юго-востоке Москвы. Первичную чистку проводят вручную, а потом вода попадает в отстойники – здесь ликвидируется нефтяная пленка. В итоге вода почти полностью очищается. Стоит отметить, что все московские заводы и фабрики сегодня не имеют права на работу без автономной системы фильтрации.

По данным "Московского комсомольца", самую большую тревогу у рыбоохраны и экологов вызывает состояние Москвы-реки на юго-востоке области, в Раменском и Воскресенском районах. Химическая интоксикация воды там довольно велика, так что тут выше всего вероятность выловить рыб-уродов: безглазых, двухвостых или с двумя парами плавников вместо четырех.

Эксперты уточняют: все вредные вещества у рыб скапливаются в жабрах и во внутренних органах. Так что внешний вид рыбы может и не вызывать подозрений, но про уху из такого улова все равно лучше забыть. Иногда рыба выглядит так, будто она заросла мхом. Это не уродство, а распространенная рыбья болезнь – сапролегния. Из обитателей московских водоемах этот грибок чаще всего поражает плотву и леща. Такой улов лучше выбрасывать сразу.

Впрочем, как показывает практика, не все странные рыбы в столичных водоемах – мутанты. Некоторые странные образцы попадают сюда благодаря нерадивым аквариумистам. Иначе как в средней полосе России могла оказаться рыба, привычное место обитания которой – Амазонка?