Театральное "Событие" как драма для всего человечества

"Никогда не думал, что стану автором главного каламбура МХТ имени Чехова", – шутит режиссер Константин Богомолов. Его постановку по пьесе Набокова "Событие" событием в театральной жизни критики назвали еще до официальной премьеры.

"Никогда не думал, что стану автором главного каламбура МХТ имени Чехова", – шутит режиссер Константин Богомолов. Его постановку по пьесе Набокова "Событие" событием в театральной жизни критики назвали еще до официальной премьеры.

"Она относится к тем пьесам Набокова, которые редко ставят, к которым редко обращаются, совсем редко. А пьеса замечательная, на мой взгляд. Пьеса замечательная с изысканным языком, тончайшей иронией, и тем сортом иронии, и тем взгляд на мир, который мне близок", – отмечает он.

Он ждал этого "События" еще когда учился в ГИТИСе. В дипломной постановке на курсе Андрея Гончарова Константин Богомолов сам получил роль в набоковской пьесе. Спектакль так и не состоялся: Гончаров умер, не закончив второе действие. Взяться за работу, которую Богомолов называет "драматической комедией в трех действиях", режиссер решился, уже снискав славу театрального экспериментатора. Его "Чайку" в том же МХТ называли и провокационной, и пародийной. "Событие" – исключение, рассказывает Богомолов.

"Тот редкий случай в моей практике, когда мы пытались полностью подчиниться автору и следовать за ним. Набоков создал, на мой взгляд, феноменально гармоничное интересное и программное произведение, которое требует довериться ему", – отмечает режиссер Константин Богомолов.

"Довериться Набокову и стать им на два с половиной часа", – говорит актер Сергей Чонишвили.

Пьеса, написанная в 1938 году во французском Ментоне – городке на Лазурном берегу, связана с отъездом писателя из Берлина и освобождением убийц его отца. Герой Чонишвили Алексей и его супруга Любовь, которую играет Марина Зудина, узнают о возвращении того, кто много лет назад покушался на них. Бывший возлюбленный главной героини в приступе ревности стрелял в семейную пару, а затем попал в тюрьму.

"Я не знал, что были выпущены два человека из тюрьмы. И это подхлестнуло уехать Набокова из Берлина в Париж. Есть факты из биографии самого писателя, которые он рефлексировал в данной пьесе", – подчеркивает Сергей Чонишвили.

Сходством с биографией Набокова в спектакле дело не ограничивается. Герои называют убийцу, который вот-вот вернется, "ревизором", цитируют Тургенева, а имя матери красавицы Любови и вовсе – Антонина Павловна. Константин Богомолов не упустил ни одного "литературного трюка" Владимира Набокова и добавил несколько своих.

"Главное, что это не получилось какой-то карикатурой на женщину. Как вы понимаете, сколько людей – столько и мнений. Пока очень сложно, потому что каждый раз выходишь и просто плаваешь. Потому что такие берега", – отмечает актер Александр Семчев, которому приходится щеголять по сцене в женском костюме.

Подготовку к своей роли Марина Зудина называет настоящим испытанием. Говорит, во время репетиций было всё – и восторг, и глубокая депрессия.

"Через себя это надо было пропускать, и очень сложно это было. Что, кстати, нечасто бывает. Когда я играла Антигону, у меня был какой-то катарсис, а тут катарсиса нет и от этого тяжело", – печалится Марина Зудина.

Нет у Набокова и явной развязки: неудавшийся убийца хоть и появляется в городе, но интереса к бывшей возлюбленной не проявляет.

Главное "Событие" у Богомолова совершается на верхнем этаже сцены, почти пустующем в течение всего спектакля. По задумке режиссера, это и есть самая сильная метафора – над основной сценой и частными проблемами героев разворачивается драма для всего человечества.