Москва. Шереметьево. Станция "Аэроэкспресса". Именно на нем Холманских приехал к самолету в родной Екатеринбург — без охраны, с севшим мобильным с немодным федеральным номером, который заряжал в местном кафе. В Москве его назначение не комментирует только ленивый.

Москва. Шереметьево. Станция "Аэроэкспресса". Именно на нем Холманских приехал к самолету в родной Екатеринбург — без охраны, с севшим мобильным с немодным федеральным номером, который заряжал в местном кафе. Кстати, в Москве его назначение не комментирует только ленивый, а вот политологи на его родном Урале назвали все это "экспериментом" и "символическим ответом на идею карьерного скачка", а также совсем коротко: "Тагил рулит".

Игорь Холманских — герой прямой линии с Путиным, начальник цеха на "Уралвагонзаводе", предложивший на фоне декабрьских антипутинских митингов, "если милиция не может справиться, выйти с мужиками и отстоять стабильность в рамках закона". Многие ахнули, когда увидели Холманских в президентском самолете, а потом спускающимся вместе с Путиным по трапу — по прилете как раз на Урал. Не там ли впервые и обсуждался вопрос о его назначении?

— Игорь Рюрикович, хочу вам задать сначала вопрос, на который вы тысячу раз в жизни отвечали: откуда такое отчество — Рюрикович?

– Это от отца.

- А почему его так по-царски назвали?

- Не могу сказать. Деда я своего, к сожалению, не видел, поэтому спросить у него не смогу.

- Вам Путин заранее звонил или вы узнали о своем назначении, когда пришли к нему в кабинет?

- Когда пришел к нему в кабинет, тогда и узнал.

- В таком случае вы держите уда. Как вы ответили: "спасибо" или "хорошее предложение"?

- Я сказал, что это большая честь для меня и большая ответственность, потому что я понимаю, что отвечаю не только за себя.

- Сколько у вас людей в подчинении будет? Миллионов 30, наверное?

- Примерно так.

- А сколько в подчинении в цеху было?

- Поменьше.

- В фильме "Москва слезам не верит" есть такое выражение: "научишься руководить тремя людьми, а потом уже и понеслось". Административный предел. Как вы считаете, прошли ли вы его?

- Все впереди. Жизнь покажет. Работа и жизнь все покажут.

- Вы знакомы с большинством из тех губернаторов, которые сейчас будут вашими подчиненными?

- Думаю, в ближайшее время познакомимся. Мы пока заочно познакомились.

- На что вас Путин настраивал в первую очередь?

- В первую очередь надо вникнуть в ситуацию и начинать работать, причем с завтрашнего дня.

- Многих заинтриговало выражение Владимира Владимировича о том, что вы вольны работать с теми, с кем вы работали в последнее время. Речь идет о соратниках по "Народному фронту" или по заводу?

- В том числе. О соратниках по обоим направлениям.

- А заводчане?

- Заводчане — это моя главная опора и надежда. Я с ними проработал не один десяток лет, поэтому очень благодарен им за то время, когда я с ними работал.

- Вы кого-то будете из заводчан брать в административный аппарат?

- Пока надо будет с тем аппаратом поговорить.

- Когда вы приходите на новое рабочее место, меняете коллектив вокруг себя или сохраняете?

- Я стараюсь работать с теми людьми, кто уже работал.

- То есть за вами ручеек не ходит?

- Нет.

- А сколько у вас было рабочих мест до этого? Где вы работали кроме "Уралвагонзавода"?

- Нигде.

- Всю жизнь там?

- Всю жизнь на "Уралвагонзаводе".

- Про вас мало что известно. У вас какая карьера была?

- Небольшая карьера: от начальника участка до заместителя начальника производства. Последнее время работал начальником сборочного цеха.

- А кто вы по образованию?

- Инженер-механик.

- Как семья восприняла назначение?

- Пока я с семьей еще не общался. Надо повидаться.

- Я был абсолютно уверен, что встречу вас в окружении помощника, может быть, охраны. Когда увидел вас в кафе, заряжающим мобильный, не совсем поверил своим глазам. Вам, наверное, предстоят какие-то перемены в образе жизни. Вы к ним готовы?

- Справлюсь.

- Вернемся к тому, с чего все начиналось, — к памятной прямой линии с премьером Путиным. Ваше прямое включение с "Уралвагонзавода", где вы предложили Путину помощь рабочего класса на фоне тех оппозиционных выступлений, которые тогда начинались. Как видите, они продолжаются. Например, "народные гуляния". Почему только в Москве в большом количестве? Что с этим делать?

- Выборы показали, что все-таки большинство россиян думают так, как они думают. Я думаю, "гуляния" эти рано или поздно закончатся.

- А их участников удастся включить в политический процесс? Какой из способов вы полагаете наиболее приемлемым, учитывая очень непростой характер нашего общества?

- Будем говорить. Если они болеют за страну, то должны включиться в процесс развития нашей страны и строительства общества.

- Из кого состоит ваша семья?

- Старшей дочери 17 лет, сыну — 14, а младшей — полтора года.

- Вы еще и отец-герой.

- Почти.

По окончании интервью Холманских позвонили — в Екатеринбург он не полетел, а остался в Москве решать федеральные вопросы. Неоднозначное назначение "Вестям в субботу" прокомментировал бывший шахтер, секретарь президиума Генсовета "Единой России", заместитель председателя Госдумы РФ Сергей Неверов.

- Сергей Иванович, тяжело приходится людям типа Игоря Холманских по приходу во власть?

- Я знаю, что у Игоря Холманских очень четкая жизненная позиция. Человек прошел достаточно серьезный профессиональный путь. Руководил механосборочным цехом, в котором работают несколько тысяч человек. Это достаточно серьезно. Профессиональная подготовка инженера-механика предполагает у человека аналитический склад ума. Человек в этом плане очень подготовлен.

- То московское снобство, которое звучит в иных комментариях, на ваш взгляд, не имеет под собой оснований?

- Я бы посоветовал тем, кто эти комментарии дает, посмотреть на свой жизненный путь, как начинали они. Некоторые из них являются федеральными политиками. Прежде чем с такой иронией и с таким снобством говорить, нужно посмотреть, что это за человек, который приходит. Человека, как я уже сказал, имеет твердую жизненную позицию. Мы слышали, что он сказал о своей семье. Это говорит о том, что это не просто профессионал, но и семьянин, человек, переживающий за нашу страну, за наше будущее. Именно такие люди способны реально заниматься политикой. Это как раз то, о чем говорят. Вы занимаетесь политикой, а люди где? Вот, пожалуйста, вам и люди.

- Я позвал вас не только из-за Холманских, хотя это — первая кадровая новость, которую вот мы все ждали. Неделя в Думе выдалась необычная. Давайте вспомним, как лидеры других фракций комментировали подход к закону о штрафах за проведение митинга.

"Если бы сегодня этот вопрос был включен в повестку дня, во время рассмотрения данного вопроса наша фракция покинула бы зал, потому что мы считаем, что этот вопрос был внесен внезапно на заседание Совета Государственной Думы. Заседание фракции проходит по понедельникам. Наша фракция не имела возможности обсудить данный законопроект", — заявил руководитель фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов.

"Я заявил, что мы не будем участвовать при рассмотрении этого вопроса и покинем Думу. Мы считаем, что внесение такого рода вопроса — это провокация. Не глупость, а провокация. Те, кто расписал сценарий о его внесении, прекрасно понимают, что они делают", — сказал руководитель КПРФ Геннадий Зюганов.

"Никакого не будет варианта. Это будет очень плохо, — уверен лидер ЛДПР Владимир Жириновский. — Или какие-то репрессии или какое-то давление. Кто хочет, будет проводить свои мероприятия. Но будет больше осторожности. Я уже говорил много раз, давайте все договоримся и закрепим площади".

- Сергей Иванович, накануне Дума отказалась от обсуждения закона о штрафах за неправильное проведение митингов.

- О внесении поправок в Административный кодекс.

- Перенесли. Что дальше?

- Дальше пройдет широкое обсуждение и консультации с другими фракциями. В Общественной палате пройдет обсуждение. Потом, учитывая все мнения, данный законопроект будет вынесен на рассмотрение в первое чтение. Состоялось заседание комитета, на котором тоже достаточно серьезно внесены определенные поправки.

- Одну из поправок — не совсем к закону, к обсуждению — внес Конституционный суд, который сказал о неконституционности административных штрафов за превышение численности. Эти поправки предполагают полуторамиллионные штрафы в случае, если митинг оборачивается не тем, чем было заявлено. Не слишком ли драконовская цифра?

- Мне кажется, что закон не носит только репрессивный характер, ведь свобода предполагает не просто проведение митингов, но и организацию безопасности, необходимую для того, чтобы во время проведения митингов был достаточно высокий уровень безопасности. Когда проходят многотысячные митинги и возможны провокации, когда присутствуют люди в масках, — это нужно ограничивать. Должны нести ответственность и организаторы.

- А не полиция ли в первую очередь?

- И полиция в том числе. Закон не запрещает проведение митингов и шествий. Закон определяет возможности и права участников митинга, а также права и свободы граждан, которые не принимают участие в митингах. Если есть попытка изменения маршрута...

- Как было на Болотной?

- Как было на Болотной. Власть в лице правоохранительных органов должна реагировать. И организаторы должны понимать, что за это может быть наказание.

— Полтора миллиона — это все-таки не слишком?

- Это предмет проведения консультаций. Это вопрос для обсуждения, вопрос второго чтения, где эти цифры могут быть скорректированы.

- Вы собираетесь переубедить другие фракции?

- Это вопрос ответственности политических партий, которые будут либо голосовать, либо не голосовать за этот закон, либо будут работать над ним, внося свои поправки, либо не будут работать, а демонстрировать то, что мы не собираемся обсуждать, покинем зал и не станем принимать участие в этом. Мне кажется, это безответственно. Дальше это — вопрос обсуждения. Есть люди, которые поддерживают.

- То есть не фракционная уния, а личная?

- Да.