Тема:

Коллапс на М10 11 лет назад

Уроки блокады трассы М10: помощь прошла мимо людей


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

Трехдневный транспортный коллапс на трассе "Москва-Петербург", вызванный снегопадом, стал самой обсуждаемой темой, причем на самых разных уровнях. Дорожники, МЧС и даже правительство теперь думают над тем, как не допустить повторения случившегося.

Трехдневный транспортный коллапс на трассе "Москва-Петербург", вызванный снегопадом, стал самой обсуждаемой темой, причем на самых разных уровнях. Дорожники, МЧС и даже правительство теперь думают над тем, как не допустить повторения случившегося.

Автомобильные блокада в Тверской области продержалась трое суток. К началу новой недели пробка почти рассосалась. И эксперты приступили к обсуждению "уроков трассы М10".

Пробка на трассе "Москва—Санкт-Петербург" начала формироваться в минувшую пятницу, 30 ноября. За несколько дней в регионе выпало 40 миллиметров осадков, к чему коммунальные службы, несмотря на прогнозы, оказались не готовы.

Обстановка осложнилась после того, как перекрыли проезд через Тверь, и сообщили об этом слишком поздно.

Ситуация на трассе М10 стала главной темой на заседании правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Министр Владимир Пучков раскритиковал работу дорожных служб. По его словам, спецтехники было мало. Застрявшие грузовики пришлось вытаскивать даже пожарным машинам.

Итог "спасательной" операции на трассе "Россия" таков, приводим официальные цифры: в снежном плену оказались более 9 тысяч автотранспортных средств. Для них было развернуто 20 стационарных и 7 мобильных пунктов обогрева и питания. Воспользовались их услугами почти 5 тысяч человек. Также было выдано более 2 тысяч сухих пайков, подвезено 750 литров дизельного топлива и 150 — бензина.

А вот неофициальные выводы: ни воды, ни еды, ни медиков, ни информации. Для большинства водителей помощь прошла мимо. Очевидцы сообщали, что к пробке не могли пробиться даже машины скорой помощи. Активизировались спекулянты: стали продавать продукты, воду, сигареты по завышенным в несколько раз ценам.

Окончательно длину автомобильной пробки так и не измерили. Есть информация, что растянулась она на 200 километров. Такое, пожалуй, транспортная магистраль видела впервые. В пути многие провели трое суток!

По данным МЧС, движение было затруднено на восьми участках дороги в Тверской и Новгородской областях. Это при том, что ежедневный трафик — 40-50 тысяч автомобилей. Можно скалькулировать, какое количество скопилось за несколько суток.

Трасса М10 "Россия" — основная транспортная артерия для грузопотока из Петербурга в Москву. Это магистральная автомобильная дорога общего пользования федерального значения.

Трасса М10 возникла более 200 лет назад. Она связала две столицы и уже тогда стала одной из самых основных транспортных артерий страны. Ее протяженность 664 километра. Она проходит по территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, а также по улицам Москвы и Санкт-Петербурга.

Движение по трассе всегда напряженное, так как приходится сбрасывать скорость при движении через населенные пункты. Всего их 65. Путей объезда практически нет. Кроме того, на М10 всегда много фур и грузовиков.

Покрытие дороги асфальтобетонное. Ширина проезжей части от 8 до 11 метров. В Тверской области трасса расширяется до трехполосной, а на участках, примыкающих к Твери, до четырехполосной.

Уже давно разрабатывается вопрос о создании дублера магистрали. К 2018 году планируется построить платную скоростную автомагистраль "Москва – Санкт-Петербург".

Самые проблемные участки трассы, из-за которых в частности возникла гигантская пробка на М10, уже известны – Вышний Волочок, Васиёво, Торжок, Тверь. По одной из версий, первой причиной затруднения движения послужил подъем на 257-м километре. Это населенный пункт Василёво. В ночь, когда началась сильная метель, там образовался снежный накат. В результате на крутом подъеме водители большегрузов забуксовали и перегородили проезжую часть. В попытках вырваться машины стали выезжать на встречку.

Художники восстановили, как выглядит картина в целом, если обобщить все данные о заторах. Желтым обозначен весь "пробочный" участок. Красным – отрезки, с которых начался многокилометровый затор. Это места близ населенных пунктов Торжок и Вышний Волочек. Здесь проблемы, кстати, случаются в разное время года. А синий цвет показывает участки, где заторы периодически образовываются до сих пор.

Почему пробка продержалась так долго? Причин сейчас выделяют несколько. Среди них – медлительность спецтехники, которая не смогла своевременно прибыть на место. И несознательность: известно, что были водителей на лысой резине. Но постфактум важно, наверное, уже даже не это. Увы, коллапс на трассе "Россия" – лишь конкретный пример.

"Такая ситуация у нас существует на большинстве трасс. Такие условия: то, что идет мощный грузовой траффик через Москву, то, что неразвита низовая сеть дорог, да и вообще сеть дорог. Государственного финансирования хватает только на текущий ремонт. Строительство каких-либо новых направлений в настоящее время просто не ведется", — констатирует старший научный сотрудник Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова

Интересно и другое. На помощь застрявшим на М10 людям самоорганизовались добровольцы. Они раздавали воду, продукты, одежду. Давали водителям элементарно позвонить – у многих садились мобильники. Через социальные сети волонтеры организовали несколько пунктов сбора вещей и питания.

"Не сказать, что мы сильно богато живем. Все что было в доме, все собрали, все отвезли. Все средства, какие могли потратить, все сняли с карточки и тут же купили где-то около 60 половинок хлеба. Купили воды, всего", — рассказывает волонтер Валерия Пархаева.

В "ВКонтакте" создали группу под названием "Пробка на М10", где публикуют все последние новости, сообщения очевидцев по обстановке на трассе. В группе – 1300 участников. Советы: как объехать затор, с подробным описанием маршрутов и даже картами, а также телефоны добровольцев и даже пароль к Wi-Fi. Точку организовали всё те же волонтеры.

Источником последних новостей для водителей стал и Twitter. Вот несколько постов.

"На трассе М10 пачка сигарет стоит 170 рублей. Хороший повод бросить курить. А также есть и пить", — пишет Den Droid.

"Буду еще спать. Всем оптимизма – как снега!" — пишет @Eater_swan.

"Для водителей, застрявших на трассе М10, владельцы магазинов и кафе подняли цены в 3-4 раза. Люблю россиян", — иронизирует Alessio@germanec.

"Город Тверь очищен от снега избирательно. И если на выходные этого хватило, то сейчас неочищенные барханы по краям приведут к пробкам", — прогнозирует novikov@maxim.

Сделать организационные выводы из ситуации с пробками на трассе М10 призвал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Тем временем, в Тверской области снова ждут снегопад, местами сильный, возможна, метель. ветер с порывами до 15 метров в секунду. Правда, по прогнозам, на этот раз непогода продлится недолго. Циклон заглянет в регион максимум на день.

Возможное ухудшение погодных условий предсказывают так же на автотрассах на Дальнем Востоке и в центре России, в Приморском крае, Белгородской, Воронежской и Тамбовской областях. Руководителям всех уровней рекомендовано принять меры.