В четверг состоится большая пресс-конференция Владимира Путина. На нее аккредитованы около тысячи российских и порядка 200 западных журналистов. Глава государства решил вернуться к практике таких встреч с прессой, которые раньше — во время первого и второго президентских сроков — он проводил ежегодно. Телеканалы "Россия 1" и "Россия 24", а также сайты Вести.Ru и russia.tv будут вести прямую трансляцию.
После четырехлетнего перерыва Владимир Путин возрождает, положенную им же традицию ежегодных открытых встреч с журналистами. Формат мероприятия уникален: регламент существует лишь условно, ни о длительности, ни о темах заранее неизвестно фактически ничего. Полный экспромт. Кстати, от идеи ограничивать общение по времени решили отказаться как-то сразу.
С тех пор так и повелось. Если в 2001 году за полтора часа интенсивной беседы Владимир Путин успел удовлетворить любопытство 22 журналистов, то в следующем году прозвучало уже 53 вопроса, и на них президент затратил уже почти два с половиной часа. Дальше – больше. 2003 год – 165 минут и полсотни вопросов, затем — более трех часов в режиме нон-стоп и порядка 50 тем. В 2005 году в плотном графике президента времени на пресс-конференцию не нашлось, зато через год эту лакуну заполнили с лихвой: 206 минут и 71 вопрос. В 2008 году установлен абсолютный рекорд — 280 минут и больше сотни ответов.
Кстати, эти цифры ни в коем случае не говорят о том, что президент стал банально более словоохотлив. Напротив, путем нехитрой арифметики, мы приходим к тому, что комментарии Владимира Путина с годами становились только более емкими. Если на первом таком брифинге на один ответ у него уходило в среднем около четырех минут, то постепенно президент начал выражать свои мысли все более сжато. Сначала за три с половиной минуты, а в 2008 году и вовсе за две с половиной.
Растет с годами и интерес к мероприятию со стороны журналистов. Дебютная большая пресс-конференция главы государства состоялась 18 июля 2001 года. Всего за первые два срока на посту президента Владимир Путин общался со СМИ в таком формате семь раз. Последняя встреча с журналистами прошла 14 февраля 2008 года, и если в 2001 году в Кремле собралось 502 представителя средств массовой информации, то четыре года назад аккредитацию получили уже почти полторы тысячи человек.
Темы для вопросов, как уже было упомянуто, заранее не регламентируются, они, скорее, формируются спонтанно, отвечая духу времени конкретного периода. Мы проанализировали все ответы президента, чтобы все-таки понять, что же журналисты хотят узнать у Владимира Путина чаще всего. Оказалось, что список самых востребованных тем из года в год остается постоянным, меняются только пропорции.
В топе, конечно, внешняя политика. Это неудивительно, ведь на встрече присутствуют и иностранные журналисты. Только в 2008 году их было более двухсот человек. Как результат, почти четверть времени тогда Владимир Путин посвятил рассказу именно о внешнеполитических приоритетах России. Но все же зарубежные коллеги на роль первой скрипки не претендуют — традиционно мероприятие организовывается в основном для российских журналистов из глубинки. Поэтому и освещению региональных тем стабильно отводится существенная часть брифинга, а вот интерес к экономике то возрастает, то падает. Своеобразными всплесками проявляется внимание и к социальной сфере, пик пришелся на 2006 год.
Пресс-конференции Владимира Путина всегда становятся объектом для изучения среди экспертов самого широкого профиля. Ведут свою статистику и лингвисты. Так, ими подсчитано, что в 2001 году президент крайне редко использовал различные поговорки и крылатые выражения, а в 2002-м уже значительно чаще. В его ответах появились такие обороты как "через пень колоду", "кто в лес, кто по дрова". Через год Владимир Путин стал чувствовать себя совсем раскованно в лингвистическом плане. Рубиконом можно считать знаменитый пассаж в сторону олигархов: "иных уж нет, а те далече". С тех пор он регулярно радует журналистов фирменными неологизмами.
Также филологам принадлежит и еще одно интересное наблюдение: они сформировали список наиболее употребляемых президентом слов. Среди абсолютных лидеров по частоте использования — несколько лексем. По итогам всех пресс-конференций можно попытаться составить из них, если можно так сказать, основное послание президента. Получаются разные варианты, например: "Всем в России нужно знать: развитие — в решении проблем", или "Для развития страны, России нужно знать решение всех проблем".
Но пытливым журналистам всегда, конечно же, хочется узнать чуточку больше, чем просто услышать декларацию о намерениях президента. Квинтэссенция этого любопытства — в вопросе, заданном в Давосе американской журналисткой: "Who are you, mister Putin?" Тогда от него глава государства, кстати, тонко уклонился. Но по крупицам за уже семь больших пресс-конференций удалось собрать кое-какие сведения о частной жизни первого лица государства.
Итак, еще по откровению 2001 года известно, что любимый питомец Владимира Путина – черный лабрадор по кличке Кони. Мудрость президент черпает из сборника Омара Хаяма. Новый год предпочитает встречать в кругу семьи. Неожиданно причисляет себя к огородникам. По собственному признанию, иногда ему приходилось вбивать гвозди в стену. Отпуск президент предпочитает проводить в России. Большое значение в его жизни имеют два слова на "д" — это дзюдо и друзья.
Новых сюрпризов мы вправе ждать от пресс-конференции и в этом году. Если раньше брифинг всегда предвосхищал выступление главы государства перед Федеральным Собранием, то сейчас — последовательность обратная. Таким образом, у президента будет еще одна возможность разъяснить озвученные ранее идеи. Так, 20 декабря в 12:00 можно ожидать дополнений, в том числе по "духовным скрепам".