20 лет Петровичу: выставка о маленьком человечке постсоветской эпохи

Читать Вести в MAX
В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка Андрея Бильжо "Это не всё". Создатель знаменитого персонажа Петровича врач-мозговед Андрей Бильжо представил несколько графических серий о приключениях Петровича – маленького человека постсоветской эпохи. Серии объединены темами.

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка Андрея Бильжо "Это не всё". Создатель знаменитого персонажа Петровича врач-мозговед Андрей Бильжо представил несколько графических серий о приключениях Петровича – маленького человека постсоветской эпохи. Серии объединены темами – "Происшествия", "Еда", "Мои классики".

"Вот лист из истории болезни – я делаю назначение. Это женщина, вот тут физиотерапия ей нужна и поля – зарисованы, зарисованы, зарисованы", — показывает художественный процесс по созданию очередной карикатуры Андрей Бильжо.

Чем отличается психиатр от "Мозговеда"? Первый ставит диагноз и выписывает лекарства. Второй, по версии Андрея Бильжо, делает то же самое, но еще и рисует. Как и он сам.

"Мозговедом" Бильжо стал еще в 1980-х. На его столе в психиатрической больнице имени Кащенко рядом с рецептами всегда лежали бумажки сплошь в одинаковых человечках с круглыми глазами и длинным носом. Из них и родился главный герой первой выставки рисунков Андрея Бильжо. Символ 1990-х, любимец газет и телевидения, безымянный чудак, кого знают только по отчеству – Петрович.

"В моей голове родилось это отчество – Петрович. И потом уже я узнал, что это. И понял, что это одно из немногих отчеств в русском языке, которые проговариваются полностью. Есть еще Лукич и Ильич, а остальные мы съедаем", — поясняет Андрей Бильжо.

Петрович женат, ходит на выборы, он на короткой ноге с Пушкиным и Некрасовым, любит крепкие напитки, много и метко шутит. Это порой доброе, порой злое, часто обманутое и битое существо, которое еще не адаптировалось к условиям жизни в Новой России, но уже не хочет жить в СССР.

Биографии своего персонажа в 2007 году Андрей Бильжо посвятил "Анамнез". На выставке саркастические цитаты из нее под рисунками Петровича.

"Это такой шукшинский герой современной России 1990-х. Он странный, он удивляется, он простой и очень непростой, как и сам Бильжо", — рассказывает об авторе Петровича и Петровиче самом главный редактор журнала "Огонёк" Виктор Лошак.

Тонкие, едва заметные линии в рисунках, – авторский почерк Бильжо. Рисовать в такой манере – привычка с детства. Он всегда страдал от близорукости и щурился даже в очках. Теперь то же самое нужно делать зрителю, чтобы разглядеть мельчайшие детали.

На некоторых рисунках самого Петровича нет, зато есть вещи, такие же трогательные и немного несуразные, как и сам персонаж Андрея Бильжо. Главный карикатурный герой девяностых, Петрович живет в такой небольшой квартире, у него есть стальной подстаканник, холодильник "ЗиЛ" и будильник "Чайка". Впрочем, вещей и изображений самого Петровича намного больше, чем представлено на выставке. Своему герою Андрей Бильжо посвятил больше 15 тысяч рисунков.

За 20 лет Петрович был в Думе, становился главным редактором, боролся за права человека и мир во всем мире. Каждый день Андрей Бильжо рисует еще как минимум по 4 новых рисунка своего героя, который, как говорит сам, живет в каждом из нас – у кого-то Петрович больше, у кого-то меньше. Но если у человека в душе Петровича нет вовсе, значит и его самого тоже нет.