Американские психбольные "пролетели" над гнездом кукушки

В США — гигантский скандал из-за того, что власти использовали врачей и медперсонал для пыток в секретных тюрьмах ЦРУ. Повод для шока — публикация доклада американского Института профессиональной медицины. Впрочем, права человека в США широко нарушаются и за пределами тюрем.

В США — гигантский скандал из-за того, что власти использовали врачей и медперсонал для пыток в секретных тюрьмах ЦРУ. Повод для шока — публикация толстенного доклада американского Института профессиональной медицины при Колумбийском университете под заголовком: "Отказ от этики: профессионализм медиков и насилие над заключенными в ходе "войны с террором". Впрочем, проблемы не только у заключенных секретных тюрем ЦРУ. Права человека в США широко нарушаются и за их пределами.

Надевая оранжевую робу узника Гуантанамо, звезда фильма "Автостопом по Галактике" рэпер Мос Деф не искал признания кинокритиков. Что для рэпера единичный гражданский акт, для заключенных — каждодневная пытка. Через трубку кормят тех, кто голодовкой вдруг вздумал привлечь внимание к беззаконию. За решетками Гуантанамо многие провели уже по двенадцать лет без предъявления обвинений.

Трубку, которую засунули Мосу Дефу в нос, смазали лидокаином. Обезболивающего эффекта он почти не почувствовал.

"Когда я согласился пройти через это, даже не предполагал, что мне придется пережить. Первые секунды еще можно вытерпеть, но потом я почувствовал ужасное жжение и просто адскую боль", — вспоминает музыкант.

Ассистенты Дефа остались безымянными. Имена и звания тех, кто в лагере на Кубе занимается тем же самым, и держит в секрете и Пентагон. Независимая комиссия (в составе — именитые медики и юристы) опубликовала свидетельства того, что люди, носящие под халатами погоны, непосредственно участвуют в насилии и пытках в американских военных тюрьмах.

Имитация утопления, пытка громкой музыкой, психологическое воздействие ради выбивания показаний — на все это не раз обращали внимание правозащитники, но в Пентагоне методы бесчеловечными не считают.

"Становится очевидным, что все эти ужасные предостережения Хаксли и Оруэлла реализовываются на наших глазах в самих Соединенных Штатах, которые всегда себя считали образцом демократии, уважения к гражданским правам", — отметил глава нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества, политолог Андраник Мигранян.

Примеры нарушения этих прав и собрал в своем досье нью-йоркский филиал Института демократии сотрудничества. Есть там и про ситуацию в психиатрии. Роль закрывающихся клиник в США на себя теперь взяли тюрьмы. Овладевать навыками первой психиатрической помощи приходится полицейским Хьюстона, Лос-Анджелеса и Чикаго. Эти города — лидеры по подобным вызовам.

Катастрофой запахло после ипотечного кризиса. Чикагский мэр у себя в городе недавно вновь подхлестнул статистику — закрыл сразу шесть больниц. Протестующих разогнали.

Поток тех, кто остался без таблеток и консультаций, первой на себя приняла обычная скорая. Наш бывший соотечественник Дмитрий, врач бригады скорой помощи, согласился рассказать, о чем судачат о в ординаторских.

"Полицейские привозят нам пациентов, которые уже арестованы, потому что они дошли до такой степени, что им нужны медикаменты. У них был психиатрический приступ, они совершили какое-то преступление: кого-то избили, где-то что-то украли, стекло где-то разбили. Люди делают это специально, так как понимают, что у них другого выхода нет", — сказал Дмитрий.

Тюремные психиатрические отделения. В самом большой из общих камер — 350 человек. Чтобы разместить всех, выселили тюремную кухню.

"Теперь мы не только самая большая тюрьма — из-за наплыва людей с такими заболеваниями мы стали еще и самой большой в США психиатрической больницей. Большой позор для этой страны, что такое происходит", — возмущен помощник шерифа графства Кук штата Иллинойс Бен Брайт.

Такая же картина и по всем американским графствам. Из миллиона официально душевнобольных лишь 70 тысяч — на койках. Нары ждут остальных.

В тюрьме не попросят номер медицинской страховки и не выпишут счет на сотни долларов. Ради лекарств, которых лишены в обычной жизни, люди возвращаются сюда снова и снова. Местный рекорд — четыреста ходок.

Алекс Хоккинс не новичок. "Правдивая история: парня обвинили в убийстве, которое он не совершал. В конце концов он попал в тюрьму, как и большинство из нас. Сначала от шести месяцев до года в таком месте проведешь, потом, может быть, в больницу отправят, а там в итоге установят, что реально ты не был виноват. Болезнь виновата", — сказал он.

Похожий на отличника бывший морпех Джереми попал в психиатрическую тюрьму после семейной ссоры. Болезненные воспоминания об операции "Несокрушимая свобода" на его личной свободе поставили крест как минимум на месяц.

"Воспоминания о войне у меня никуда не делись, кошмары тоже снятся. Я два года провел в Афганистане. В морской пехоте. Доктора, медсестры пытаются нам помочь, но я не уверен, что они имеют нужные сертификаты. У меня жена, ребенок скоро родится. Конечно, в госпитале было бы лучше. Тюрьма всех делает более агрессивными", — считает Джереми.

Шокирующие видео приступов обычно не длятся долго — на помощь успевает охрана. Джокера Джеймса Холмса, расстрелявшего кинотеатр, или Аарона Алексиса, устроившего бойню в Нэйви-Ярде, остановить было некому.

"Когда мы говорим обо всех этих расстрелах, как правило, речь идет о больных людях, которые не получают лечения. Если бы их лечили, возможно, удалось бы избежать всех этих трагедий", — уверен Бен Брайт.

По оценкам американских психиатров, каждый второй случай пальбы по ни в чем не повинным согражданам из винтовки или помпового ружья устраивает психически больной человек.

Генеральный прокурор США Эрик Холдер озвучил убийственные итоги посткризисной пятилетки. "C 2000-го по 2008 годы в США ежегодно происходило в среднем по пять массовых расстрелов. С 2009-го их число увеличилось втрое. В 2013-м таких случаев уже было двенадцать. К тому же эти происшествия становятся все более кровавыми. Число убитых в них за последние четыре года выросло на 150%", — заявил он.

О том, чтобы открыть хотя бы часть из закрытых желтых домов, в Белом доме и речи нет. Пролетевших мимо разоренных "кукушкиных гнезд" и приземлившихся за колючей проволокой в США уже больше трехсот тысяч.