Медведев обнародовал революционные тезисы
Яковлев: На прошедшей неделе президент России Дмитрий Медведев, выступая на выездной комиссии по меодернизации в Магнитогорске, внезапно для многих совершил, не побоюсь этого слова, мощный залп в поддержку проводимых в стране реформ. Глава государства обнародовал десять тезисов касающихся проблемы инвестиционного климат в России, и, вообще говоря, многие из них звучали революционно, особенно с учетом того, что в последнее время российское правительство явно тяготело к консервативной стратегии развития экономики.
В частности, президент потребовал наделить Минэкономики правом приостанавливать действие всех мешающих бизнесу законов, особого порядка рассмотрения коррупционных дел, снижения ставок поднятых только что социальных налогов, сокращения издержек госмонополий на 10% в год, выхода из советов их директоров министров и вице-премьеров, публикации графика массовой приватизации госкомпаний.
Также Медведев объявил об открытии с мая мобильной приемной президента, которая будет перемещаться по стране вместе с чиновниками из Кремля и контролировать процесс. "Туда должны быть назначены специальные сотрудники администрации президента и направлены во все регионы", — пояснил глава государства.
В общем, послушав президента, стало понятно, что борьба между стратегами-консерваторами и их противниками инноваторами за экономическое будущее страны вовсе не окончена, более того, самое интересное еще впереди. А заключается оно в том, что, по идее, правительство сейчас немедля должно бежать со всех ног и выполнять указы президента, то есть совершить действительно революцию в области налогов, корпоративного управления, приватизации и так далее. Согласится ли кабинет во главе с премьером Владимиром Путиным на такое вот действо, когда до выборов осталось меньше года? Что скажет суровый министр финансов Алексей Кудрин, который всегда был за всяческие модернизации только тогда, когда это было условно бесплатно для казны? Однако и вот так вот просто пройти мимо пламенной премьерской речи тоже нельзя – уж совсем будет некрасиво. В итоге делать что-то будут, но вот что и как? Что из президентских тезисов может быть реализовано на практике? Говорит главный экономист "Альфа-Банка" Наталья Орлова.
Орлова: Безусловно, это, наверное, нужно считать реакцией на ухудшение бизнес-климата, которое мы наблюдаем в последние месяцы. Ну, это, в общем, даже по настроениям ощущается. И я хочу сказать, что, конечно, здесь очень важную роль сыграло вот это повышение ставки социального налога. Даже не столько потому, что это, может быть, там всем отраслям одинаково, так сказать, плохо оказалось, но сколько это стало сигналом того, что, несмотря на замедленные темпы экономического роста, правительство все-таки не готово поддерживать реальный сектор, а скорее рассматривает как его источник дополнительных налогов для того, чтобы перераспределять их в пользу социальных выплат. И вот это, конечно, создало достаточно негативные задания. Поэтому я думаю, что любые предложения и инновации, связанные с тем, чтобы расширить возможности предприятий, предпринимателей и улучшить уровень конкуренции, это, безусловно, идет на пользу и воспринимается как очень положительный сигнал. Но при этом нужно понимать, что у тех решений, которые уже были приняты, есть невосстановимые издержки. То есть вот, в частности, после решения о повышении социального налога из России начал уходить капитал. И совершенно очевидно, что многие компании моментально не вернутся назад, потому что они уже приняли некое стратегическое решение. Поэтому предложения в очень правильном и хорошем направлении, но эффекта от них не стоит ждать моментально.
Жить в России стало лучше?
Яковлев: На прошедшей неделе экономисты Всемирного банка выяснили, что жить в России стало лучше и веселее. Во всяком случае, как подсчитали эксперты, средний рост доходов населения России в 2010 году соответствовал росту производительности, а заработная плата превысила рекордные показатели. При этом продолжил снижаться уровень бедности, главным образом благодаря повышению пенсий и заработной платы и менее значительной, чем ожидалось, безработице.
Оказывается, среднемесячная заработная плата в стране почти достигла отметки в 700 долларов (рост на 17% по сравнению с предыдущим годом). "Это самый высокий уровень с начала рыночных преобразований", - отмечает аналитики Всемирного банка.
Справка: В феврале началось восстановление доходов потребителей после январского сокращения, свидетельствуют последние данные Росстата. Так, реальный уровень зарплат увеличился на 2,4 процента по сравнению с февралем прошлого года. В результате реальные располагаемые доходы сократились на полтора процента за 12 месяцев.
Рост заработных плат и снижение уровня безработицы в свою очередь поспособствовали снижению уровня бедности в стране. "В результате значительного повышения заработной платы в госсекторе и увеличения пенсий, а также благодаря снижению уровня безработицы общий уровень бедности в стране сократился с 13,4% в 2008 г. до 13,2% к концу 2009 г.", - подчеркивают эксперты. В 2010г. тенденция сохранилась, и на конец прошлого года уровень бедности в РФ, по подсчетам ВБ, составлял примерно 12,7%.
С учетом стабилизации российской экономики эксперты Всемирного банка ожидают и дальнейшего снижения уровня бедности в стране. "Согласно прогнозам, тенденция к снижению уровня бедности сохранится в 2011 г. (11,2%) и 2012 г. (10%), а темпы сокращения бедности постепенно вернутся к докризисному уровню", - полагают аналитики.
То есть, по идее, мы с вами должны вообще-то наблюдать на российских просторах целую дельту молочных рек, разливающуюся среди кисельных берегов и стремящуюся в море всеобщего счастья и благополучия. Но как то, глядя по сторонам, особого роста благосостояния среднего россиянина не наблюдается, а если еще и социологический опрос провести, так вообще хоть святых выноси, кругом якобы нищета и разруха. Так действительно ли в России снижается бедность? И какой будет динамика этого показателя в будущем? Об этом мы спросили директора Института социальной политики Высшей школы экономики Сергея Смирнова.
Смирнов: Помимо исследований Всемирного банка, к которым можно относиться, безусловно, по-разному, есть данные абсолютно объективные, которые характеризуют уровень благосостояния населения. Ну и в первую очередь это, конечно, состояние потребительских рынков, то есть динамика объема продаж. Ведь если нет денег, если низкие доходы, покупать не на что, то будет ситуация такая же, как в 2009 году, когда рынки многих товаров и услуг, особенно не относящие к товарам первой необходимости, просто схлопывались. Ну, вот классический пример – автомобильный рынок. В 2010 году ситуация стала несколько иной. И поэтому мне кажется, что с выводами экспертов Всемирного банка имеет смысл согласиться. Дальше ситуация не вполне определенная. Ну, все мы знаем заявление господина Кудрина о том, что продолжать ту же политику поддержки доходов пенсионеров мы не в состоянии в ближайшее время, потому что финансовые резервы страны в значительной степени исчерпаны. А если это так, значит, наверное, замедлятся темпы роста пенсии. Поэтому мне кажется, что пенсионеры в ближайшее время будут находиться в определенной зоне риска.
Игнатьев заявил о снижении инфляции
Яковлев: На прошедшей неделе глава Центробанка России Сергей Игнатьев в ходе совещания с премьер-министром РФ Владимиром Путиным с экспертами по вопросам доработки "Стратегии-2020" заявил о том, что "инфляция в 3-5% может быть достигнута в ближайшие 4-5-6 лет, это нормальная цель и вполне достижимая". Игнатьев вновь подтвердил оценку ЦБ РФ по инфляции на текущий год в пределах официально прогнозируемых 6-7%. "На будущий год она будет 5-6%, потом она пойдет вниз", - сказал глава ЦБ.
Справка: Инфляция в России в 2010 году составила 8,8 процента, превысив официальный годовой прогноз в 8,5. С начала этого года потребительские цены выросли на 3,7 процента.
Почитал главное банкира страны и несколько удивился. Сейчас прогноз по темпам роста цен в России, рассчитываемый аналитиками РБК, составляет 8,5% на этот год, 7,9 на будущий и 6,9 на 2013, то есть, конечно, ожидается некое снижение, но не в таких масштабах, как предрекает ЦБ. При этом абсолютно непонятно, каковы будут экономические корни возможного стремительного падения темпов роста цен, ожидаемых Центробанком. Монопольный характер российской экономики и социальная ориентированность расходов бюджета фундаментально не позволяют говорить о возможном снижении ценового давления. Плюс внешние факторы, такие как рост цен на энергоносители и продукты питания, также подталкивают инфляцию в России вверх, и пока эти тренды на мировых рынках не сломлены, цены у нас в стране вряд ли будут заметно снижаться. Справедлив ли прогноз ЦБ по инфляции? Говорит руководитель Аналитического департамента по России и СНГ Банка "Креди агриколь" Максим Орешкин.
Орешкин: Это очень маловероятно, хотя бы потому, что долгосрочные прогнозы ЦБ, как правило, мягко говоря, не сбываются. То есть проблема в том, что для того, чтобы добиться 3 процентов, нужно, например, сократить, точнее, замедлить, темпы роста тарифов естественных монополий. Если мы сейчас посмотрим те параметры регулирования, которые были приняты по поводу индексации тарифов, например, электроэнергетиков, то там становится понятно, что ни о каких 3 процентах речи не идет. Там идут двузначные цифры индексации тарифов, что соответственно по цепочке, например, будет сказываться на всем остальном рынке. Второй момент – это опять же возможные ограничения, потому что, конечно, инфляция до 3 процентов – это действительно нужно серьезно снизить инфляционные ожидания, либо должен быть такой кризис в стране, что потребительская активность снизится практически до нуля. Ну и, соответственно, все остальные внешние факторы плюс увеличение монетизации экономики за счет высоких цен на нефть и притока средств в экономику тоже скажется на инфляции соответствующим образом.
Яковлев: На прошедшей неделе глава Росстата Александр Суринов оценил объем теневой российской экономики, сообщив, что сейчас он составляет 16% от ВВП, а заняты в теневом секторе примерно 13 млн человек. Г-н Суринов, кстати, отдельно отметил, что эти данные приводятся без учета оборота от торговли наркотиками, проституции и контрафакта, а уж сколько там денег вращается - никто не ведает вообще.
Перейдя от относительных процентов к абсолютным величинам, можем легко подсчитать, что в тени в Росси находится 7 трлн рублей и чуть менее 20% всего работоспособного населения, то есть масштабы цифр потрясают воображение. И вот интересно получается: у нас тут на свету модернизация идет полным ходом, борьба за инвестклимат, инновации внедряются, простите, нанотехнологии. А как там у них в тени, тоже схожие процессы происходят? Или консерваторы побеждают, светят лампочки по 100 Вт и время зимнее? И вот так посмотришь: русская экономика полна загадок, никаким финансовым гуру они не по силам.
"Экономика. Итоги недели" с Александром Яковлевым на радио "Вести ФМ"























































































