Рикошетом по президенту: покушение на кандидата снизило рейтинг Сержа Саргсяна

Читать Вести в MAX
На 18 февраля в Армении назначены президентские выборы, которые должны определить главу государства на ближайшие пять лет. Согласно опросам, у действующего президента Сержа Саргсяна есть все шансы выиграть в первом туре. А его оппоненты уже сейчас делают всё, чтобы выборы признали нелегитимными.

До президентских выборов остаётся десять дней. На агитацию и того меньше. 17 февраля — последний день перед выборами — будет традиционно объявлен днём тишины, по всей стране будет запрещена агитация. Таким образом, на то, чтобы привлечь новых избирателей, остаётся чуть больше недели. Но и эта неделя вряд ли кардинально изменит ситуацию – все опросы общественного мнения уверенно дают действующему президенту Сержу Саргсяну 65-70% голосов, что позволит ему уверенно победить в первом туре. Понимая это, оппозиционные кандидаты уже прибегли к ряду мер для того, чтобы дискредитировать предстоящие выборы. Но для того, чтобы понять, почему большинство армян готовы проголосовать за Саргсяна, нужно понять, что он за человек, и что он сделал для Армении.

Серж Саргсян был избран президентом Армении 19 февраля 2008 года, успев пройти до этого всю властную иерархию – он дважды побывал министром обороны, был министром внутренних дел и секретарём Совета национальной безопасности, а на пост президента баллотировался, будучи премьер-министром страны. Его соперником на выборах был первый президент Армении Левон Тер-Петросян, который после оглашения окончательных результатов Центризбиркомом отказался признавать своё поражение (он набрал чуть больше 21% голосов) и устроил вместе со своими сторонниками сидячую забастовку. Утром 1 марта, после разгона очередной демонстрации, Тер-Петросян был блокирован в своей резиденции. Его сторонники начали строить баррикады на площади Москвы в Ереване, а 1 марта произошло вооружённое столкновение с полицией, в ходе которого 8 человек погибли от огнестрельных ранений. В Ереване было введено чрезвычайное положение, которое продлилось 20 дней.

Несмотря на бурное начало правления, Саргсян, придя к власти, начал энергично налаживать двухсторонние связи с соседями, в том числе сделал первые шаги для восстановления дипломатических отношений с соседней Турцией. Будущий президент знал азербайджанский — он родился в Степанакерте, столице Нагорного Карабаха, который до 1991 года входил в состав Азербайджана. Он лучше многих понимает последствия и риски, сопряжённые с поддержкой Арменией этого самопровозглашённого государства, и одним из успехов своего президентства считает то, что новой войны с Азербайджаном пока удаётся избегать.

Это, однако, не единственное достижение. Президентство Саргсяна начиналось трудно – спустя полгода после его прихода к власти в Южной Осетии прогремела "пятидневная война", в результате которой Грузия перекрыла транспортные коридоры через свою территорию. Армения, не имеющая выхода к морю, оказалась практически отрезанной от внешнего мира (транспортное сообщение через свою территорию Азербайджан и Турция перекрыли ещё после Карабахской войны 1992-1994 годов). Любое урегулирование отношений с Азербайджаном затрагивает проблему Нагорного Карабаха (азербайджанской территории, населённой армянами, которую Армения признаёт независимым государством), переговоры о статусе которого давно зашли в тупик. С Турцией тоже не всё просто – она не признаёт геноцид армян 1915 года, международное признание которого является одной из целей влиятельного армянское лобби. Тем не менее, в условиях практически полной экономической изоляции Саргсян согласился на переговоры с Турцией без каких бы то ни было предварительных условий, чем вызвал ярую критику среди собственных соотечественников как в Армении, так и за рубежом.

С целью донести свою идею до соотечественников, в начале кризисного 2009 года Саргсян совершает своё "панармянское турне", в ходе которого посещает Париж, Бейрут, Нью-Йорк, Лос-Анжелес и Ростов-на-Дону. Параллельно он несколько раз встречается с президентом Турции Абдуллой Гюллем на футбольных матчах (тактика Саргсяна получило название "футбольной дипломатии"). Результатом этой дипломатии стали так называемые армяно-турецкие протоколы, подписанные 10 октября в Цюрихе министрами иностранных дел двух стран. В случае ратификации протоколов парламентами, армяно-турецкая граница должна была быть полностью разблокирована, однако в результате многотысячных акций протеста по обе стороны границы, ратификация была перенесена на неопределённое время.

Несмотря на неудачу в пограничном вопросе, дипломатические усилия Саргсяна были оценены международным сообществом как важные шаги на пути к миру. Репутация миротворца сыграла президенту на руку при привлечении кредитов, которые в значительной степени помогли смягчить последствия экономического обвала, спровоцированного мировым финансовым кризисом – в 2009 году ВВП Армении сократился более чем на 14%. Несмотря на это, усилиями президентской команды удалось переломить нисходящий тренд, и сегодня Саргсян уже может похвастаться семипроцентным ростом ВВП. При этом президент признаёт, что одной из главных проблем страны по-прежнему остаётся массовая миграция армян – в Армении сейчас проживает лишь треть от общего числа. Однако он не считает необходимым решать проблему созданием железного занавеса – наоборот, при его непосредственном участии были созданы государственные органы по взаимодействию с диаспорой с целью вовлечения армян, проживающих в других странах, в жизнь их страны. По мнению президента, главным препятствием для возвращения армян на родину является экономическое положение в Армении, поэтому одним из главных пунктов его предвыборной программы является создание новых рабочих мест, в том числе и для репатриантов.

Нынешние выборы обещают стать для Саргсяна не менее интересными, чем предыдущие. Хотя на этот раз среди его соперников нет таких весомых политических фигур как Тер-Петросян, уже сейчас ясно, что первые недели после выборов будут жаркими. Кандидат Андреас Гукасян объявил голодовку в знак протеста против "злоупотребления одним из кандидатов своим служебным положением". Другой кандидат, Артём Арутюнян, заявил о намерении взять самоотвод и призвал всех остальных кандидатов последовать его примеру, чтобы выборы были признаны недействительными. Раненый в плечо в канун Нового года Паруйр Айрикян не может лично принимать участие в агитационной кампании. Поговаривают даже о том, что выборы могут перенести на две недели, чтобы Айрикян смог принять в них участие, однако его сторонники заявили, что пока не обращались в Верховный суд с такой просьбой. Тем не менее опросы показывают заметное снижение рейтинга Саргсяна с декабря 2012 года (примерно на 10%), поэтому не исключено, что дальнейшее затягивание ситуации вкупе с неосторожными действиями властей могут спровоцировать дальнейшее падение общественного доверия и, как следствие, увеличить вероятность второго тура. Впрочем, сам Саргсян оценивает ситуацию спокойно, и учитывая перипетии пятилетней давности, его несложно понять.