Алексей Арбатов: очаг напряженности между РФ и Украиной устранен

Читать Вести в MAX
В Севастополе началась акция "Георгиевская ленточка-2010". Мероприятие проводится уже четвертый год подряд. Всего в городе русской славы, на базе российского Черноморского флота, будет роздано около ста тысяч гвардейских ленточек. Такая же акция проходит и в Киеве.

В Севастополе началась акция "Георгиевская ленточка-2010". Мероприятие проводится уже четвертый год подряд. Всего в городе русской славы, на базе российского Черноморского флота, будет роздано около ста тысяч гвардейских ленточек. Кстати, такая же акция проходит и в Киеве. Но это не означает, что в канун ратификации там всё так безоблачно. Например, президентской Партии регионов пришлось выставлять "контр-пикеты" у Верховной Рады, которую пытались блокировать, по призыву Юлии Тимошенко, несколько сотен "оранжевых". Их, конечно же, страшно раздражает, что у правительственной коалиции сейчас, по идее, достаточно голосов для того, чтобы во вторник ратификация в Раде – состоялась. Впрочем, скептиков хватает и в России. В этой связи на прямой связи со студией "Вести в субботу" человек, который профессионально разбирается в этих вопроса – глава Центра международной безопасности ММО, Алексей Арбатов.

- Здравствуйте, Алексей Георгиевич.

- Здравствуйте.

- Алексей Георгиевич, давайте разберемся. Уход России из Севастополя был бы с эмоциональной точки зрения ужасом. Строительство альтернативной базы в Новороссийске с экономической точки зрения было, мягко говоря, вызовом. А вот с военной точки зрения, почему все-таки российско-военное политическое руководство так держится за Севастополь. В чем его незаменимость?

- Ну, военное и политическое в нынешнем мире неразделимо. И я думаю, что самое главное достижение недавних соглашений состоит в том, что устранен очаг напряженности между Россией и Украиной. А возможно, даже и конфликта. Если бы в 2017 году встал вопрос о выводе флота, то это, несомненно, из Севастополя и в Крыму между Россией и Украиной повлекло бы самые тяжелые осложнения. Так же в это неизбежно было бы втянуто НАТО. Это было бы обострением напряженности между Россией и НАТО. Вот соглашение снимает эту опасность. И мне кажется: в этом самое главное достижение.

- А вот с сугубо военной точки зрения – скептики говорят, что Черное море – это в принципе, лужа, иногда говорят – закупоренная бутылка. С военной точки зрения, Черноморский флот продолжает играть стратегическую роль?

- У нас стратегический флот – это Северный и Тихоокеанский. В частности там находятся стратегические атомные подводные лодки с баллистическими ракетами – если в строгом смысле использовать эти термины. Но Черноморский флот играет большую роль с учетом нестабильности и взрывоопасности всего региона. Это Черноморско-Каспийский бассейн, где и терроризм, и сепаратизм, и религиозный экстремизм. Россия там вела две войны в 90-е годы. Понесла большие потери. Ситуация до сих пор нестабильная и на северном, и на южном Кавказе. В этом плане Черноморский флот, конечно, играет роль. Обеспечение безопасности наших берегов, обеспечение независимости суверенитета Абхазии – это все в его функции входит. Возможно проведение гуманитарных операций. Ну а что касается глобальной роли флота, то, конечно, выйти через проливы можно только с согласия Турции. Турция – член НАТО. Поэтому глобальная роль флота связана с программами сотрудничества между Россией и НАТО. И они есть – и совместные учения в Средиземном море, и в Черном море. И в этом плане Черноморский флот чрезвычайно удобно расположен и имеет необходимые корабли, силы, и средств, для того, чтобы принимать участие в глобальных миротворческих операциях, в борьбе с пиратством. Потому что Индийский океан напрямую связан через Суэцкий канал Средиземным морем и с Черным морем. Предотвращение незаконного оборота ядерных материалов и технологий – это исключительно важная тема. Борьба с наркотрафиком, миротворческие операции, принуждение к миру по мандату ООН – вот все это может стать функцией Черноморского флота. Но самое главное – повторяю – это улучшение отношений между Россией и Украиной. Я считаю, что это самое большое достижение российской внешней политики за долгие годы. И наряду с договором по стратегическим вооружениям, который недавно был подписан Соединенными Штатами, это действительно прорыв. Причем, улучшение отношения России с Украиной – это главный фактор укрепление позиции России и в отношении с НАТО, и с Соединенными Штатами на будущее.

- Алексей Георгиевич, у нас не так много времени остается в эфире. Давайте постараемся емко сформулировать, а в чем гарантии того, что Украина выполнит эти соглашения?

- Ну, любое соглашение, любой договор может быть денонсирован, предпосылка вашего вопроса совершенно правильная, и очевидно…

- Тем более, что в Киеве идут со стороны оранжевой оппозиции…

- Да. Я думаю, что главная гарантия – в расширении сотрудничества России и Украины и в экономическом плане, и в политическом плане. Уважение суверенитета Россией ее молодой государственности – вот залог наших отношений на будущее. Сохранение нейтрального статуса Украины – гарантия того, что не возникнут новые поползновения втягивания Украины в НАТО. И только такие могут быть гарантии, потому что, сколько договоров ни подпиши, они будут действенны постольку, поскольку их поддерживает текущая внешняя политика, экономическая политика, взаимодействие в области безопасности.

- Ну, что ж, а я от себя добавлю, что, в газовой составляющей этих соглашений, наверное, еще одной гарантией, является то, что, газотранспортная система Украины перестала быть монопольной. У России теперь есть "Северный поток" и "Южный поток", и поэтому украинцам есть о чем задуматься. Спасибо, Алексей Георгиевич.