Свой первый "мессер" Кожедуб сбил только в 1943. История с Андреем Светенко

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения - в 1920 году - трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Ивана Кожедуба. Обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко - об одном из самых знаменитых летчиков-асов в истории отечественной авиации.

Это имя в свое время было известно каждому. Иван Кожедуб – на первом месте по числу сбитых немецких самолетов в годы Великой Отечественной. 62, из них один реактивный - "Мессершмитт-262".

Его фронтовая судьба показательна. Попав в полк осенью 1942, Кожедуб получил новейший истребитель - Ла-5. В ходе тренировочного полета у машины отказал двигатель. Дотянуть до аэродрома лучший курсант из "золотого" выпуска Чугуевского училища все-таки смог, но от полетов его отстранили. А когда срок наказания истек, то в первом же бою новую "лавочку" Кожедуба изрешитило до дыр. Сам он чудом уцелел. А потом было сорок "пустых" самолетовылетов. В общем, свой первый "мессер" Кожедуб сбил только летом 1943, на Курской дуге. Примечательно, что, несмотря на прочерк в графе воздушных побед, он уже был "стариком" или "батей". Да и по должности не новичок - "замкомэска". Это к тому, что в ту войну в порядке вещей было, что большинство летчиков погибало в первых боях, пока опыта и навыка не приобрели. И в этом смысле Иван Кожедуб - очень характерный пример того, что когда такой опыт, навык и трудно объяснимая словами интуиция приходят, то летчик становится практически непобедимым и неуловимым для противника. И дело не в том, что ему помогают "ведомые". В конце войны на счету Кожебуда будет, и не раз, по нескольку сбитых самолетов за один день. Причем недавние разыскания военных историков увеличили итоговую цифру его побед до 64.

Но был в военной биографии Кожедуба и драматичный конфуз. В небе над Берлином в апреле 1945 он по ошибке сбил американский истребитель "Мустанг". Это произошло в горячке боя, когда Кожедуб отгонял от американских бомбардировщиков немецкие "фоккеры". По счастью, сбитый летчик "Мустанга" выбросился с парашютом и потом показал, что его сбили немцы. В общем, ненужного скандала удалось избежать.

Малоизвестная страница в военной биографии Кожебуда - война в Корее в начале 50-х. Там он, уже будучи генералом, командиром авиадивизии, воевал под псевдонимом Крылов. Сам в воздух не поднимался, но на счету его подчиненных 215 воздушных побед и всего 27 поражений.

Особо больших должностей трижды Герой Советского Союза Кожедуб никогда не занимал. В отставку ушел с должности "всего лишь" заместителя командующего ВВС Московского округа. Тоже не странно, потому что те, кто хорошо знал легендарного летчика-аса, в один голос говорят, что он никогда не умел "маневрировать на паркете" и "делать виражи", необходимые для высокого карьерного полета.