Эксперт: транспорт в Москве пора спрятать под землю

Слишком короткие "усы", которыми недовольны водители троллейбусов, удлинить не удастся. Технологический стандарт. Остается бороться с другими причинами: частники на машинах и коммунальщики.
В России серьезное развитие подземного строительства начнется не ранее, чем через 25 лет. Но думать об этом надо уже сегодня, уверен директор проектного института Генплана Москвы Сергей Ткаченко. По его словам, пора опустить под землю все, что можно.

В столице начались подготовительные работы на Пушкинской площади, под которой собираются построить тоннели и новый торговый центр. Закрывают Триумфальную площадь, под ней будет парковка. И это только начало. Есть план создать под землей еще один город с бульварами, офисами, торговыми центрами. Автор проекта – директор Научно-исследовательского и проектного института Генплана Москвы Сергей Ткаченко.

Подробностями он поделился с программой "Утро России".

По словам Ткаченко, программа предусматривает развитие общегородских центров: это торговля, транспортно-пересадочные узлы, перехватывающие автостоянки. "Все, что можно опустить под землю, мы опустим под землю, а земля будет для людей, для пешеходов, для велосипедистов", – говорит он.

Город с этими планами согласен, пока, правда, только потому, что эти планы очень далекие. По словам эксперта, пока даже на фантазии денег нет. И начинать надо не с торговых центров, а с транспорта. Должна появиться подземная инфраструктура, прежде всего инженерная. "И уже в узлах этой инфраструктуры надо развивать какие-то подземные пространства с торговлей, с культурой, с чем-то еще", – уверен он.

Как пример – канадский опыт. "В Канаде климат такой же, как у нас. Они опускаются под землю, развивают там города-сады, если можно так сказать. Десятки километров подземных улиц, сотни тысяч квадратных метров под землей, – рассказал Ткаченко. – Но это не только торговля. Это и театры, и кинотеатры, и дансинги, и выставки. Там очень много всего под землей".

В России серьезное развитие подземного строительства начнется не ранее, чем через 25 лет. Но думать об этом надо уже сегодня. "Чтобы сохранить исторический город, нужно все, что можно, опускать под землю, прежде всего транспорт. Тогда освободится наш многострадальный исторический центр Москвы, – полагает автор проекта. – Все опустится под землю, и центр станет действительно привлекательным".