Цены на коммунальные услуги в Москве вырастут в 2011 году на 10–20%. Почему постоянно дорожают услуги ЖКХ? Действительно ли в Европе за эти услуги платят на порядок больше? Это и многое другое Дмитрий Губин и Людмила Шаулина обсудили со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Дмитрием Губиным".

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, устанавливающее тарифы на жилищно-коммунальные услуги в городе на 2011 год. Цены на коммунальные услуги в Москве вырастут в 2011 году на 10–20%. Почему постоянно дорожают услуги ЖКХ? Действительно ли в Европе за эти услуги платят на порядок больше, чем в России? Это и многое другое Дмитрий Губин и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро с Дмитрием Губиным".

Губин: У нас тут очередное подорожание ЖКХ. Обратите внимание, у нас регулярно дорожает все только государственное. Вот частник может заморозить цены, а государственное - будь это железные дороги, будь это авиапредприятия с госучастием, будь, конечно, коммуналка – это дорожает.

Шаулина: Знаешь, у меня такое ощущение, что частники тоже повышают цены, просто они делают это, не декларируя, не объявляя об этом громко, и по чуть-чуть.

Губин: Я звоню человеку, которого я никогда бы не мог заподозрить в лукавстве, тем более, это женщина достаточно жесткая, не очень удобная в разговоре для тех, кто вот хочет разговор согнуть как ленту Мёбиуса. Галина Петровна Хованская, председатель подкомитета по реформированию ЖКХ комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям. Галина Петровна, здравствуйте!

Шаулина: Доброе утро!

Хованская: Здравствуйте! Доброе утро!

Губин: Очень рад Вас слышать. И вот первый все-таки вопрос. А почему ЖКХ дорожает каждый год, а зарплату нам не повышают?

Хованская: Ну, зарплату повышают с гораздо меньшей скоростью, чем дорожают, действительно, тарифы на коммунальные услуги. И если мы посмотрим в наши платежки, мы опять убедимся в том, что естественные монополии в очередной раз победили региональные энергетические комиссии. То есть, видимо, лоббизм настолько сильный, что региональные власти не могут противостоять, а теперь в их полномочия входит и установление тарифа, то есть сколько стоит услуга, и норматив потребления, то есть сколько мы потребляем этого ресурса. Раньше это была компетенция муниципального уровня, но, по предложению президента, были внесены поправки в Жилищный кодекс, и теперь это все в полном объеме зависит от региональной власти.

Значит надо в первую очередь предъявлять претензии региональной энергетической комиссии, которая нас – потребителей – не защищает от естественных монополистов. Потому что в данном случае мы сами себя защитить не может. Мы определяем только платеж за содержание и ремонт. То есть жилищные, так называемые услуги определяют собственники дома, а все остальное – это уже компетенция региональных властей.

Шаулина: Галина Петровна, а как же ФАС? Они этим вопросом не заинтересовались?

Губин: Ты какой имеешь в виду ФАС, который Мухтару на границе подают?

Шаулина: Нет, которая Федеральная...

Губин: А-а, Федеральная...

Шаулина: Антимонопольная...

Хованская: Вы знаете, я бы даже посочувствовала Федеральной антимонопольной службе, она очень много делает. Но я уже сталкивалась с ситуацией, когда они вносят соответствующие изменения в антимонопольное законодательство, которые потом вдруг исчезают... Они внесли один документ, а потом вдруг исчезают требования, которые предъявляют, дополнительные, к таким фирмам, как "Газпром", ну, и так далее.

Русская идиллия в Волоколамске

Губин: Ну, что ж, отправляемся в Волоколамск. Вместе с нами в студии представитель туристической фирмы "Вокруг света", член правления Общества по изучению русской усадьбы, искусствовед Андрей Чекмарев. Андрей, здравствуйте!

Шаулина: Доброе утро!

Чекмарев: Доброе утро!

Губин: Андрей, во-первых, едем ли мы только в Волоколамск, с Вашей точки зрения? Потому что там же гигантское совершенно направление. Это Иосифо-Волоцкий монастырь, где, по-моему, до 14 лет Иван Грозный пребывал. Дионисий, если я не путаю, писал иконы там. Там усадьба Гончаровой находится. Пушкин строил там глазки барышням и отдыхал душой в этом имении. Да? Вот куда мы едем? Только Волок или еще поблизости?

Чекмарев: Нет, конечно, не только в Волоколамск. Сам Волоколамск очень маленький провинциальный городок, который в своем развитии затормозился уже очень давно, и, в общем, это на пользу ему пошло, поскольку он сохранился практически нетронутым. Ну, если бы не разрушение нескольких храмов в советское время, то мы бы его видели примерно таким, каким он был в XIX веке.

Шаулина: Ну, вот я смотрю, есть съемка в Интернете, Волоколамск с вертолета. Он потрясающе зеленый.

Чекмарев: Да. Он сохраняет свой ландшафт.

Шаулина: Он просто вот сплошь заросший.

Чекмарев: Он природный. В принципе в историческом городе не появилось каких-то больших зданий за весь советский период. Ну, кроме нескольких.

Шаулина: Да-да, очень низкорослый.

Губин: Советский период дал ему уникальную вещь – это единственный город, где есть номера домов, номера квартир, но нет названий улиц. Микрорайон. Все.

Шаулина: Как? Нет названий улиц?

Губин: Волоколамск, микрорайон, дом такой-то.

Чекмарев: Нет, сейчас есть улицы. Микрорайон несколько в стороне.

Губин: Нет, вот кто живет в микрорайоне, он так и живет в этом микрорайоне несчастном.

Чекмарев: Там новый город стал строиться ближе к трассе Москва – Рига и он не затронул практически старый город.

Губин: Вот знаете, если вам повезет, будете в Волоколамске рано поутру, когда выпадет снег, там два храма, и поскольку Волок устроен по холмам, от них открывается совершенно потрясающий вид.

Шаулина: Ты имеешь в виду те два храма, которые на территории Кремля?

Губин: Нет. Я имею в виду действующие совершенно храмы, потому что Кремль – это музей-заповедник. Так он, кажется, называется?

Чекмарев: Да.

Губин: Куда можно прийти на экскурсию...

Шаулина: А там храмы не действуют?

Чекмарев: В Кремле в новом соборе экспозиция музейная, а старый пока закрыт, он вроде бы в каком-то совместном пользовании епархии и музея.

Губин: Там надо рвом нужно ходить. А вот от действующих храмов поутру, пока подымаются дымы из деревянных домов, и все завалено снегом, это такая русская идиллия, что только ради нее одной имеет смысл предпринять крюк в 135 километров... Кстати, на каком шоссе?

Чекмарев: Ну, поменьше. Там 119 по шоссе Москва – Рига.

Губин: Да, по Новорижке если ехать.

Географическая справка:

Волоколамск - город в Московской области. Расположен на федеральной трассе М9 "Балтия" в 124 км к северо-западу от Москвы. Население - 23 600 человек.

От Москвы до Волоколамска можно добраться на электричке, которая ходит каждый час с Рижского вокзала. Ехать нужно до станции "Волоколамск", а потом автобусом № 5 до города. Время в пути – 2 часа 40 минут. Или можно воспользоваться автобусом № 307 от станции метро "Тушинская".

Такси по городу – в районе 70 рублей. Остановиться можно в гостинице "Волоколамск" на Рижском шоссе, дом 14. Она находится в 10 минутах от железнодорожного вокзала, недалеко от центра города. Номер стоит около 700 рублей в сутки.

Волоколамск является старейшим городом Московской области. Упоминается впервые в Лаврентьевской летописи под 1135 годом как Волок на Ламе. Одна из достопримечательностей города – Волоколамский Кремль. На территории сохранился крепостной вал XII века. Воскресенский собор Кремля считается одним из лучших архитектурный сооружений XV века в России. Внутри, на одном из столпов, сохранился фрагмент росписи конца XV века. Недалеко находится Покровская церковь. Она была построена в 1695 году по приказу матери Петра I.

К Волоколамску примыкает село Возьмище, где стоит старинный монастырский собор Рождества Богородицы 1537 года постройки. В нем сохранились фрагменты фресок XVI века.

 Полностью эфир программы "Утро с Дмитрием Губиным" слушайте в аудиофайлах.