Тема:

Коллапс в аэропортах 10 лет назад

Московским аэропортам предстоит "разбор полётов"

Московским аэропортам предстоит "разбор полётов"

В Домодедове и Шереметьеве рапортуют о количестве вылетевших рейсов. Но признают: отправить всех, кто ждал своей очереди еще с воскресенья и понедельника, пока не удалось. Очевидно, что администрации аэропортов скоро предстоит "разбор полетов". Президент поручил Генпрокуратуре провести проверку. За бездеятельность управляющих раскритиковал глава Минтранса. Роспотребнадзор возбудил 14 административных дел о нарушении прав потребителей. А сами пассажиры, которые ночевали на кафельном полу в залах ожидания, вынуждены были покупать питьевую воду по 500 рублей за бутылку, и которым никто ничего не объяснял, собираются подавать иск в суд. Пребывание в московских аэропортах испортило предновогоднее настроение тысячам туристов.

Ледяной дождь уже вроде бы закончился, но его "послевкусие" Москва, похоже, только начинает ощущать. Российская столица погрузилась в транспортный хаос. Тысячи людей застряли в аэропортах. Пассажиры сотен рейсов не могут вылететь уже третьи сутки. Залы ожидания, терминалы вылетов просто трещат по швам.

Хуже всего – в Шереметьеве и Домодедове, который из-за непогоды был обесточен. Свет и электричество в аэропорту есть уже больше суток, но отправить всех пассажиров, которые оказались заложниками авиаколлапса, так и не удается. И страсти накаляются.

Фиксируют стычки – как внутри пассажирского сообщества, так и между пассажирами и сотрудниками авиакомпаний. Появилась информация о том, что в Шереметьеве были избиты несколько работников "Аэрофлота". Люди – на грани. Блокируют зону досмотра, стучат корзинами для вещей по полу, скандируют лозунги. При этом снимают происходящее на телефон и выкладывают в Сеть. Градус, судя по видео, – уже на пределе.

Со стороны залы московских аэропортов похожи больше на забитые до отказа автобусы или метро в час-пик: люди стоят, сидят, лежат почти друг на друге. Невольно вспоминается фраза из самого новогоднего советского фильма "Ирония судьбы или с легким паром": "И в лучшем случае я встречу Новый год в кресле, а в худшем, а в худшем – тоже в кресле. Только в воздухе".

Постепенно аэропорты пытаются выйти на работу в штатном режиме, но отправлять начали только те рейсы, что ждут вылета со вчера и позавчера. Все сегодняшние – к примеру, "Аэрофлот" – отменил вовсе. Хотя и погода уже вроде бы стандартная, зимняя, и специальную противообледенительную жидкость для обработки самолетов нашли (накануне, сообщали, что в этом – вся проблема), но распутать этот пассажирско-самолетный снежный ком пока не могут.

Действие руководства другого аэропорта – Домодедово – раскритиковал министр транспорта Игорь Левитин – за то, что воздушные ворота не закрыли, как только в терминалах отключили электричество. Но Домодедово пытался сформировать новое расписание. Более сотни рейсов удалось выпустить. Примерно столько же – принять. Но воз и ныне там. Табло в Домодедове по-прежнему красное: есть задержки и отмены, а обстановка внутри почти антисанитарная.

Непогода "пощадила" только один столичный аэропорт. Внуково заявляет, что работает в обычном режиме. И, по словам представителя, не прекращал этого делать ни на минуту. Помимо своих рейсов, аэропорт принимал и те, что не могли сесть в Домодедове и Шереметьеве. В Росавиации отмечают, что ситуацию, в целом, удастся урегулировать только к Новому году. Пассажиров просят потерпеть.

Ярче всего картину хаоса в московских аэропортах рисует Интернет. В Сети тема – в топе: в новостях, в обсуждении, в блогах. Вот, как выглядит пульс блогосферы: мы сравнили частоту упоминаний в онлайне слов "самолет" и "новогодние каникулы". Так вот результат: с 26 декабря, то есть с того самого дня, как на Москву обрушился знаменитый ледяной дождь, количество тем, посвященных испорченным планам на Новый год и "чудо-организации" ожидания в аэропортах только растёт. И высказывания – одно жестче другого.

Эксперты, тем временем, настойчиво советуют пассажирам бороться за свои права. За еду, которую авиакомпании должны предоставлять после четырех часов задержки рейса. За гостиницу, положенную при ожидании вылета более восьми часов. И вообще – требовать компенсацию за ущерб! Главное при этом – собирать улики.

Всё это, увы, может пригодиться, ведь впереди – самые горячие дни традиционных предновогодних вылетов. А если учитывать, что в первую очередь отправляют рейсы, которые улететь должны были раньше – страшно спросить, когда настанет очередь тех, кто планировал оказаться дома день в день, скажем, 31 декабря.