В Приморье предотвращена попытка вывезти за рубеж крупную партию трепанга. Свыше девяти тонн нелегально добытого морепродукта было задержано на таможне. Добыча трепанга или морского огурца категорически запрещена. Также сейчас нельзя ловить камчатского краба. Исключение сделали только для ученых, и то при условии, что весь улов после исследования будет отпущен в море.
Прямо в море сотрудники береговой охраны проводят короткое совещание и направляют свои мощные быстроходные лодки в Уссурийский залив. Здесь сейчас нерестится камчатский краб. Добывать его запрещено, будь ты хоть на рыболовном судне, хоть с удочкой на резиновой лодке. Небольшая квота выделяется только научным судам, но они тоже подвергаются пограничному контролю.
"Сейчас они проверяют всю документацию, все разрешительные документы на научную деятельность. Сейчас трал вытащим, они проверят, какие объекты в трале есть", – говорит начальник экспедиции ФГУП ТИНРО-Центр на научно-исследовательском судне "Янтарь" Олег Кручинин.
Вместе с научной добычей в трал случайно попадается браконьерская крабовая ловушка. Обычно нарушители оставляют их на морском дне, запоминая координаты на приборах навигации. Возвращаются за уловом, как правило, в ночное время, чтобы избежать встречи с береговой охраной.
Теперь проверку ведут среди рыбаков-любителей. Резиновых лодок примерно в километре от берега – десятки. В большинстве из них кроме легально добытой камбалы – камчатский краб. Соблюдать букву закона пограничники учат рыбаков прямо на месте.
– За что вы меня хотите арестовать?
– Вы занимаетесь добычей незаконных объектов!
– Я не занимаюсь, он ко мне сам попался!
– Вы обязаны были его выпустить в естественную среду обитания.
Если добыча невелика, рыбаку будет достаточно заплатить административный штраф и ущерб за каждого краба. "Законодательством предусмотрена также и уголовная ответственность в случае причинения крупного или особо крупного ущерба государству", – напоминает старший госинспектор Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю.
Кроме профилактических бесед, выяснения личности нарушителей и составления протоколов, пограничники вынуждены очищать акваторию от многочисленных браконьерских приспособлений.
Одно из простейших орудий лова называется хапуга – это приспособление из металлического каркаса и сетки. Хапуга опускается на дно, внутри ее прикреплена наживка, в погоне за ней краб попадает внутрь. После этого рыбак просто дергает леску, ловушка захлопывается и поднимается на поверхность.
Рейд продолжается в одной из бухт острова Русский. Здесь практикуется незаконная добыча другого ценного морепродукта – трепанга. Увидев береговую охрану, нарушители стараются быстро избавиться от улова.
– Вы не поняли, что я вам сказал остановиться?
– С первого раза не поняли.
– Что сбрасывали?
– Да ничего не сбрасывали.
Ловить трепанга запретили уже давно из-за угрозы полного исчезновения. Благодаря жесткому контролю, популяция морского огурца почти восстановилась. И, возможно, вскоре его можно будет добывать легально в промышленных масштабах.















































































