Тема:

Школу готовят к реформе 10 лет назад

Медведев: реформа школы должна начинаться с учителей

Дмитрий Медведев дал официальный старт Году учителя в России - в Петербургском госуниверситете имени Герцена на открытии первой Педагогической ассамблеи
Президенту показали прибор, который помогает обучаться людям с ослабленным зрением, и технологию, помогающую постигать мир звуков
Дмитрий Медведев дал официальный старт Году учителя в России - в Петербургском госуниверситете имени Герцена на открытии первой Педагогической ассамблеи
Президенту показали прибор, который помогает обучаться людям с ослабленным зрением, и технологию, помогающую постигать мир звуков

Дмитрий Медведев дал официальный старт Году учителя в России – в Петербургском госуниверситете имени Герцена на открытии первой Педагогической ассамблеи. Для участия в ней в северную столицу съехались преподаватели со всей страны. Президент сообщил, что утвердил проект модернизации образования "Наша новая школа" и объяснил, в чем суть этой стратегической для России программы.

38 специальностей и 24 тысячи студентов: Российский государственный педагогический университет давно уже готовит кадры для всего бывшего Союза. И все новое, что появляется в системе образования, проходит обкатку в его лабораториях.

Один из старейших вузов страны, Педуинверситет, образованный в 1797 году, является еще и лидером педагогического образования. По методикам, разработанным в этих стенах, сейчас работают тысячи российских школ. А два года назад Герценовский педуниверситет победил в конкурсе инновационных программ по нацпроектам. Ну, а сегодня здесь обсуждают, по сути, будущее всей национальной системы образования.

Педагогическая ассамблея – это удобный случай, чтобы обменяться опытом. Например, показать прибор, который помогает обучаться людям с ослабленным зрением. Сложное устройство способно распознавать и озвучивать написанный текст, сразу переводя его в понятный для слепых язык Брайля.

Или, например, технология, помогающая постигать мир звуков. "Жаль, что раньше такого не было, – замечает президент России. – На все кабинеты музыки-то не хватало инструментов".

В другой аудитории сдают сессию пятикурсники-физики. Представляют электронный вариант лабораторной работы для 8-го класса. На вопрос президента, а интересно ли такое школярам, Мария Коршунова отвечает, что использование компьютеров лучше всего позволяет пробудить интерес к естествознанию. А ее сокурсник Максим Масуев воспользовался возможностью и задал встречный вопрос Дмитрию Медведеву: "Наверняка у вас есть любимое занятие? Насколько я знаю, фотография? На лыжах вы катаетесь тоже. Есть время на это все?"

"Вы знаете, мне кажется, жизнь так устроена, что, когда хочешь чем-то заниматься, кем бы ты ни был – президентом или человеком, который занят меньше, чем президент, – время всегда найдется. Поэтому надо просто рационально свой график выстраивать. Я нахожу время и на то, чтобы немножко пощелкать фотокамерой, и уж на лыжах точно покататься, потому что без этого жизни нет. Даже у президента. Я вам желаю того же самого", – ответил студенту глава государства.

Почти все они уже преподают. По закону, учительскую практику можно начинать после окончания третьего курса университета. Правда, не старше, чем в восьмом классе. Но и такой опыт позволяет молодым педагогам уже к получению диплома наработать свою методику. Ну и, конечно, существенная прибавка к стипендии. По начальному, 10-му разряду, в Питере получается 11 тысяч в месяц.

Но Дмитрий Медведев считает, что на этом, конечно, же нельзя останавливаться: "Сегодня в школах – вы знаете эту статистику – где-то в среднем от семи до двенадцати процентов молодых преподавателей. Причины, по которым молодежь не идет в школу даже после окончания педагогических университетов, хорошо известны. Конечно, прежде всего, это социальный статус учителя, низкий уровень заработной платы. Она все еще не соответствует интенсивности труда педагога и высокой ответственности учительских навыков, учительского труда. Хотя, надо признаться, за последнее время мы сделали определенные шаги в этом направлении".

На последнем Совете по нацпроектам Дмитрий Медведев потребовал, чтобы переход на новую систему оплаты учительского труда в зависимости от результата, а не от объема, был завершен за три года. Но реформировать нужно не только школьную бухгалтерию, а всю систему подготовки педагогических кадров. Президенту и чиновникам из Министерства образования в этом должны активно помогать руководители вузов.

И у них уже есть четкое представление о том, в каком направлении двигаться. "Сегодня главная цель школы – это подготовить человека к самостоятельному выбору жизненного пути и к готовности самостоятельно решать проблему, будь то работа, будь то получение квалификации", – считает Геннадий Бордовский, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Тон в продвижении всего нового, конечно же, должны задавать крупнейшие вузы страны, престиж и качество образования в которых должны стать лучшей рекламой перемен. Но изменения почувствуют и учителя самых обычных, городских школ.

"Задача государства заключается в одном – повышать престиж учительского труда. Но такую работу, конечно, нужно вести не один год, мы с вами понимаем. Никакая кампанейщина и никакие годичные мероприятия не приведут к результату, если впоследствии такого рода работа не будет продолжена. Главное – чтобы тот, кто трудится в школе, обладал качественными и современными знаниями. И, конечно, хотел просто работать с детьми", – подчеркнул Дмитрий Медведев.

Систему единого госэкзамена тоже ждут перемены – с учетом пожеланий и замечаний, которые поступают от учителей с начала учебного года. Например, выпускников прошлых лет будут зачислять в высшие учебные заведения в том числе и на основании результатов вступительных экзаменов. Упростят процедуру поступления и для наших соотечественников за рубежом.