Бельгию, которая по внешнему долгу занимает третье место после Греции и Италии, выводить из финансового кризиса придётся новому правительству. В стране прошли досрочные парламентские выборы. На повестке дня не только экономические вопросы. Результаты голосования должны ответить на главный вопрос: хотят ли два народа – фламандцы и валлоны – и дальше жить в пределах одного государства. Другими словами – распадётся ли Бельгия.
Прогулять выборы было нельзя – каждый бельгиец, имеющий право голоса, обязан либо проголосовать, либо заплатить штраф. Но желания идти на избирательный участок от этого не прибавилось.
- Нет, я не хочу голосовать!
- Я каждый день молюсь, чтобы Бог послал нам политиков, которых можно уважать. Но Бог не слышит меня.
Такая усталость от политики объяснима: три года страна живёт в глубочайшем, затянувшемся кризисе. И все громче звучат предложения прекратить попытки двух народов ужиться на одной территории. В канун выборов колоссальный успех наблюдался у националистов – альянса трёх партий, которые добиваются максимальной независимости Фландрии – района, где живут 60 процентов бельгийцев. Пожалуй, самый популярный сегодня политик Барт де Вевер уверен: Фландрия и Валлония мешают друг другу.
"Нам нужна конфедерация, потому что мы прекрасно видим: то, что есть сейчас, не работает. Страна в упадке. Нужно принимать срочные меры, менять политику в вопросах иммиграции, правосудия и экономики. Последние три года никто этим не занимался", – констатирует глава нового фламандского альянса Барт де Вевер.
Христианские демократы, которые сейчас у власти, по сути, делают хорошую мину при плохой игре – уверяют, что внутри партии всё в порядке, но при этом максимум, на что они могут рассчитывать – 20 процентов голосов. Зато на юге страны традиционно лидируют социалисты, для которых разделение Бельгии – это кошмарный сон. На это у них есть своя причина – экономическая. По прогнозам, внешний долг королевства в этом году превысит ВВП. Юг – гораздо беднее севера, и самостоятельно из финансовой ямы точно не выберется. Социалистам-южанам пророчат около 30 процентов голосов, и вполне возможно, что единственного победителя на этих выборах так и не будет, а значит противников снова ждут вязкие переговоры.
Небольшая деталь – через две недели, 1 июля, наступает очередь Бельгии председательствовать в Евросоюзе. По мнению аналитиков, должно случиться чудо, чтобы к этому времени две противоборствующих стороны смогли договориться.