В зале Чайковского прошел концерт "беспризорников"

Читать Вести в MAX
В этот раз в зале Чайковского немного тесно, стулья на сцене стоят почти вплотную друг к другу. Дело в том, что в Молодежном оркестре Венесуэлы имени Симона Боливара, который на два дня прилетел в Москву, целых 200 музыкантов.

В этот раз в зале Чайковского немного тесно, стулья на сцене стоят почти вплотную друг к другу. Дело в том, что в Молодежном оркестре Венесуэлы имени Симона Боливара, который на два дня прилетел в Москву, целых 200 музыкантов. Это вдвое больше, чем в любом российском коллективе. За кулисами сотрудники филармонии ломают голову, как рассадить такое огромное количество человек. А музыканты смеются: "Это еще что! У нас в Венесуэле есть оркестр, в котором 450 участников".

Две сотни, а играют в унисон, как иному дуэту не под силу. Виолончелистка Наталия Гутман однажды призналась: услышав "боливарцев" впервые, была растрогана до слез – такой слаженности не встречала никогда. Они даже головы поворачивают синхронно на замечания дирижера на репетиции.

Густаво Дудамеля пресса окрестила дирижером-вундеркиндом. К своим 29 годам он добился того, о чем иные и в 50 только мечтают. Впервые Густаво встал за пульт в 12 лет, в 18 возглавил этот (тогда еще детский) оркестр, в 23 выиграл Международный конкурс Густава Малера, через год подписал контракт с престижной звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon, а в 28 стал руководителем Лос-Анджелесского симфонического оркестра. Но главным для него по-прежнему остается родной Молодежный оркестр. Потому что они одна семья.

"Со многими из этих ребят мы играем вместе чуть ли не с 6 лет. Мы друзья. Мы вместе росли и учились. Может при других обстоятельствах и сложно управлять таким большим оркестром, но у нас полное взаимопонимание. Еще мы каждый день репетируем по много часов, потому что музыка – это наша жизнь", – говорит дирижер Густаво Дудамель.

Этот концерт в прессе назвали "выступлением беспризорников". Что очень близко к истине. Оркестр имени Симона Боливара детище венесуэльской системы поддержки неблагополучных детей, которую финансирует правительство и даже лично президент Уго Чавес. В Венесуэле существует целая сеть юношеских оркестров и обязательное музыкальное образование, как мера профилактики преступности и наркомании. И "система" работает вот уже 45 лет. Ее создателя, музыканта и экономиста Хосе Антонио Абреу, московские зрители приветствовали стоя.

По легенде, своих первых 11 учеников доктор Абреу подобрал на парковке, и там же дал первый урок.

Создатель "Национальной системы юношеских и детских оркестров Венесуэлы" Хосе Антонио Абреу рассказал: "Обучаться музыке ребенок в Венесуэле начинает с двух лет. Лет с шести попадает в оркестр. Ему бесплатно выделяют инструменты, дают еду и жилье. Сейчас "система" содержит примерно 300 тысяч детей".

В Москве "боливарцы" сыграли Чайковского, Бетховена и Стравинского, а также Карреньо и Хинастеру – неизвестных нам венесуэльских композиторов. Впрочем, скоро у россиян появится шанс поближе познакомиться с латиноамериканской музыкой: Хосе Антонио Абреу и Валерий Гергиев начали переговоры о создании совместного молодежного российско-венесуэльского оркестра на 300 человек. Первый набор планируют уже через год.