Среди погибших при крушении ТУ-134 – пять видных специалистов по атомной энергетике. Они летели в Петрозаводск на совещание. Корреспондент ВГТРК побывал в подмосковном Подольске, в конструкторском бюро "Гидропресс". В авиакатастрофе погибло почти все его руководство.
В этом кабинете все так, как было еще несколько часов назад, когда его покинул директор, генеральный конструктор ОКБ "Гидропресс" Сергей Рыжов. На столе так и остались лежать не подписанными какие-то документы.
"Это его рабочий стол. Вот документы, с которыми он еще вчера работал", – рассказывает начальник отделения ВВЭР ОКБ "Гидропресс" Виктор Мохов.
Коллеги Сергея Рыжова, те, кто работал под его руководством, до сих пор отказываются верить, что он больше никогда не войдет в этот кабинет.
"Конечно, нужно будет какое-то время осознать полную глубину потери. Понятно, что уход любого человека – это горе. Конечно, все это тяжело, но мы себя призвали держаться, сделать все, чтобы достойно проводить наших коллег", – говорит Виктор Мохов.
В авиакатастрофе под Петрозаводском вместе с Сергеем Рыжовым погибли его заместитель Геннадий Банюк и главный конструктор ОКБ Николай Трунов – люди, которые большую часть своей жизни отдали конструкторскому бюро. Накануне они все вместе в кабинете директора обсуждали грандиозные планы на будущее.
"Опустошенность определенная. Я не могу представить, что вчера с ними общался, строил планы на дальнюю перспективу. У нас планов громадье. И вот как-то сегодня все оборвалось. Первое время было какое-то шоковое состояние", – начальник научно-технического отдела ОКБ "Гидропресс" Сергей Сорокин с трудом подбирает слова.
Коллеги вспоминают, что, решив лететь, они хотели сэкономить время. В Петрозаводске на предприятии "Петрозаводскмаш" должно было состояться важное совещание, от которого во многом зависело развитие отечественной атомной энергетики. В конструкторском бюро говорят, что смерть забрала лучших.
"Эти люди были отзывчивы и открыты. К ним можно было прийти с личными проблемами. Можно было и посоветоваться, и попросить помощи. Так не с каждым можно было, но они были такие", – добавляет Сергей Сорокин.
В том же злополучном самолете, на то же совещание летели начальник технологического развития "Атомэнергомаш" Валерий Лялин и главный технолог ОКБ машиностроения имени Африкантова Андрей Трофимов.
"Это очень известные люди, представлявшие огромную важность для отрасли" – так характеризует погибших генеральный директор "Петрозаводскмаша" Евгений Пакерманов.
Эта катастрофа унесла жизни пятерых руководителей предприятий, входящих в структуру корпорации "Росатом". И найти специалистов такого класса будет крайне тяжело. У каждого остались семьи. И им сейчас тяжелее всего.