В этом году фестиваль "Звезды белых ночей" в Москве открывается балетом "Легенда о любви". За дирижерским пультом художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Хотя маэстро предпочитает дирижировать операми, но в этот раз он сделал исключение. Балет "Легенда о любви", который критики называли новаторским и революционным, был поставлен ровно 50 лет назад в Мариинском – тогда Кировском – театре.
"Впервые в Крокус Сити Холле я буду выступать, труппа Мариинского театра. И вообще впервые будем показывать балетный спектакль. Мне также хочется сказать, что мы успешно начали фестиваль "Звезды белых ночей", – отметил Валерий Гергиев.
Полвека назад композитор из Баку Ариф Меликов написал балет по восточной легенде XI века. Он привез партитуру в Ленинград, и музыка понравилась. Позже ее даже хвалил Дмитрий Шостакович.
Премьере предшествовали серьезные конфликты. Балет решил поставить всесильный Константин Сергеев, бывший тогда художественным руководителем театра, а Меликов настаивал на кандидатуре молодого хореографа Юрия Григоровича.
"Почему я выбрал Григоровича? Потому что я видел его "Каменный цветок", и из всех спектаклей Мариинского театра он мне понравился больше всего. Прошло 50 лет, и я ни разу не пожалел о том, что тогда мы эту акцию затеяли", – вспоминает композитор.
На нынешнем фестивале в первый день Мехмене Бану танцевала прима Ульяна Лопаткина, Ширин – восходящая звезда Алина Сомова, Фархата – Евгений Иванченко. На следующий день состав уже другой: Виктория Терешкина, Екатерина Кондаурова и Николай Цискаридзе. Таким образом, зритель мог сравнить разных Мехмене Бану, и, по традиции, московскую и петербургскую балетные школы.
Солист Мариинского театра, Заслуженный артист России Евгений Иванченко признал: "Конечно, меняется и техника, и пластика. Я не скажу, что в лучшую сторону меняется, но меняется. Я, конечно, хочу сделать так, как было поставлено изначально".
ЛАЙФ
В Ленинграде премьеру в 1961 году исполнял звездный состав: Моисеева, Колпакова, Грибов. Но за кулисами знали, что выдающийся танцовщик Рудольф Нуреев повздорил с балетмейстером и не вышел на сцену. Говорят, он всю жизнь жалел, что так и не станцевал эту роль, и даже хранил у себя голубой костюм Фархата. Через четыре года после премьеры балет перенесли в Москву. Любовный треугольник танцевали Плисецкая, Бессмертнова и Лиепа. Ошеломительный успех спектаклю обеспечила графическая пластика, необычные па и, конечно, невероятно темпераментные сцены.