Многие уже успели позабыть, что в августе прошлого года президент Медведев направил правительству России девять поручений, так или иначе направленных на снижение потребления алкоголя в стране. На прошлой неделе разнёсся слух, что правительство решилось сделать первый шаг по заявленному пути.

На прошлой неделе разнёсся слух, что правительство решилось сделать первый заметный шаг по заявленному пути. Многие, я думаю, уже успели позабыть, что в августе прошлого года президент Медведев направил правительству России девять поручений, так или иначе направленных на снижение потребления алкоголя в нашей стране. Тогда, в августе, по этому поводу было довольно много шума - отчасти понятного.

При всей тяжести проблем пьянства, очень уж скверное впечатление оставила в умах антиалкогольная кампания 1985 года, с которой начинал своё правление Горбачёв. Вот общество, прослышав о намерениях президента Медведева, и забеспокоилось: не вышло бы опять чего-либо подобного по лихости и скудоумию. Прошедшие с тех пор месяцы, на мой взгляд, достаточно ясно показали, что об оголтелой атаке на спиртное, вроде той, четверть века назад, принесшей больше вреда, чем пользы, сегодня речь не идёт. Ан нет. При вести о том, что власть вознамерилась ограничить круглосуточную доступность водки, снова зазвучало множество недовольных речей.

Я не говорю о бесчисленных водочных лоббистах - их недовольство обсуждаемым запретом ночной торговли крепкими напитками легко если не простить, то хотя бы понять. А вот ропот граждан, отнюдь не наживающихся ни на производстве водки, ни на её продаже, я как-то даже и понять не могу. Взрослые и серьёзные люди вновь и вновь повторяют одни и те же аргументы, не давая себе труда самих себя внимательно послушать.

Самый примелькавшийся тезис таков: ограничив время продажи водки, проблем всенародного пьянства власть никоим образом не решит, зато доставит лишние неудобства нормальным, умеренно пьющим людям (читай: например, мне). На мой взгляд, повторять такие глупости должно быть, как минимум, неловко.

Да, восстановление "часа волка" проблемы пьянства не решит: так никакой один единственный шаг, даже никакая разовая совокупность шагов её не решит. Надо же всё-таки понимать о каком масштабе явлений мы рассуждаем. Все знают, что у нас огромная доля мужчин не доживает до пенсии. Но, видимо, не все слышали, а если слышали, то не осознали важную подробность: двое из каждых троих, не доживающих до шестидесяти, умирают в состоянии алкогольного опьянения. Водочные лоббисты скажут вам, что это-де цифры преувеличенные. Допустим. Пусть спьяна умирают не семьдесят процентов этих людей, а пятьдесят - это можно побороть одним движением? Очевидно, нельзя.

А если нельзя одним, то и делать ничего не надо? Тут критики говорят: "Надо! Надо делать. Надо повышать качество жизни людей! Не создавать видимость работы, принимая дурацкие административные бумажки, а спасать людей от житейской пустоты и безысходности, из-за которых они и спиваются!". Спорить тут не с чем: повышать качество жизни, конечно же, надо. Но до тех пор, пока оно не улучшится, ничего вообще не делать, потакая во всём водочным лоббистам, представляется мне бессовестным.

Я вовсе не идеализирую этот самый запрет ночных продаж. Разумеется, после его введения по ночам возобновится памятная с советских времён незаконная торговля водкой. В больших городах её можно будет купить у таксистов, в маленьких - на квартире у продавщицы запертого магазина. Но как при советах к таксистам ходили и не все, и не каждый раз, так и сейчас будут ходить не все. Зато начнёт постепенно возвращаться в общественное сознание необходимая для выживания нации мысль: пить водку - не есть занятие постоянной необходимости, хотя бы по ночам можно и перерывы делать. А что-де "нормально пьющим" людям будут неудобства, так купи, нормально пьющий, пару бутылочек про запас и поставь в углу шкафа. (Если же такой запас у тебя в углу шкафа почему-то не удерживается, так не такой уж ты "нормально" пьющий, как тебе кажется.)

Пока слух о запрете ночных продаж остался слухом: первый вице-премьер Зубков решил, прежде чем вводить такую меру, "посоветоваться с регионами"; в частности, с теми, где подобные меры уже действуют. Что ж, посоветоваться не вредно, если это будет тянуться не слишком долго. Но если смысл этого процесса состоит, как можно было понять некоторых экспертов, в том, чтобы непременно унифицировать часы запрета во всех регионах страны, то я - решительно против. Регионы у нас очень разные, обстановка в них совсем не тождественная; где-то можно взяться покруче, где-то - поосторожнее. Пусть будет установлен федеральный минимум "трезвого" в обсуждаемом смысле времени суток - этого довольно. И пусть это случится поскорее: с августа прошло уже вполне достаточно времени. Страна должна внятно сказать самой себе, что не только собирается, но и начинает вводить в берега своё безбрежное пьянство.