В Кемеровской области объявлен День траура по погибшим шахтерам "Распадской". В списке жертв трагедии – 66 человек. Судьба 24-х горняков остается неизвестной. В Междуреченске прошел траурный митинг и поминальная служба. На место трагедии приехал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Он заявил, что "полностью возлагает вину за эту трагедию на собственника предприятия".
С момента трагедии на "Распадской" прошла неделя, а эксперты пока не решаются назвать даже предварительные версии взрывов. Работу следователей затрудняет сильная загазованность в подземных выработках. "Специалисты туда еще не вошли. Мы не можем говорить о каких-либо версиях, когда туда вошли только люди, которые занимаются поиском и спасением", – говорит главный военный эксперт МЧС Павел Плат.
Но рядовые горняки свое мнение о причинах аварии уже высказали. На площади у Дома культуры, где шахтеры "Распадской" обычно гуляют с семьями, на этот раз разговоры о низкой зарплате. "Чтобы заработать много, – говорят рабочие, – нужно обязательно выполнить план. Иначе в квитанциях не будет больших начислений". Именно в погоне за выполнением плана, считают выступающие, и нарушается техника безопасности.
Утром в Междуреченск приехал губернатор Кузбасса Аман Тулеев, который попросил горняков не поддаваться на провокации. Инициативной группе шахтёров Тулеев сообщил, что с руководства шахты взята подписка о невыезде. "Я считаю, что главные виновники – Козовой и Вагин. Надо было работать с людьми, выходить к ним, объяснять" , – сказал Тулеев. Шахта продолжит добывать уголь, заявил губернатор, но пока идут восстановительные работы, горнякам будут выдавать среднемесячную зарплату. А те, кто потерял родных и близких, вовремя получат все необходимые выплаты.
Вспомнить погибших горняков жители Междуреченска приходят к Мемориалу шахтерской славы. Вечером здесь зажигают сотни свечей, а днем на центральном проспекте небольшого шахтерского города проходят похороны. Обычные прохожие и автомобили уступают место траурным процессиям. В последний путь шахтеров провожают тихо, без траурной музыки. По улицам люди идут молча и как-то отрешенно. Позади – несколько дней ожидания и надежды, что кто-то вернётся живым.
Когда Ярослав Ивлев в составе резервной группы горноспасателей только собирался спуститься в забой, раздался взрыв. Завтра у Ярослава первая после аварии на "Распадской" рабочая смена, и заступать на неё особенно тяжело. "Конечно, сложно, наши товарищи погибли, все друзья, работали давно вместе. У всех дети остались", – говорит спасатель.
Повторный взрыв метана был такой силы, что на земле разрушились трехметровые бетонные здания. Рабочие, которых завалило плитами и железными балками, получили тяжелейшие травмы. За жизни этих пациентов врачи борются уже почти неделю. Горняки наконец-то пришли в сознание и даже вспомнили, что с ними произошло. "Находился у ствола, произошёл взрыв. Сначала не мог прийти в себя, галлюцинации были", – вспоминает Николай Худяков. На участке, где работал Худяков, строители и монтажники разобрали уже половину завалов. Но сейчас восстановительные работы пришлось прекратить даже на поверхности – под землей бушует сильный пожар. Утром в шахту начали подавать воду и включили вентиляторы, чтобы "продуть" подземные выработки и вытеснить оттуда метан. В целях безопасности горноспасатели пока вышли из забоя, и у них появилась возможность проститься с погибшими. В день траура в Кузбассе хоронят 12 шахтеров.