Тема:

Дорогие макароны 13 лет назад

Производители макарон: главная беда - рост цен на муку

Производителям макарон в России придется в течение полугода повысить цены на свою продукцию из-за значительного роста цен на муку, говорят опрошенные Вестями.Ru участники рынка. Мука из твердых сортов пшеницы может подорожать в два-три раза, уже сейчас наблюдается определенный дефицит такой пшеницы.

Производителям макарон в России придется в течение полугода повысить отпускные цены на свою продукцию в 1,5 раза из-за значительного роста цен на муку, заявил президент "1-ой макаронной компании" Андрей Ковалев. Что думают участники рынка по этому поводу, выясняли Вести.Ru.

Необходимо поднять отпускные цены, чтобы выйти к прежней рентабельности на уровне 5%, считает Ковалев. В этом году отпускные цены на макароны еще не менялись, пояснил он. У предприятий заканчиваются запасы, а переход на муку нового сезона неизбежно приведет к росту цен на макаронные изделия. При этом больше всего подорожают макароны из твердых сортов пшеницы, отметил Ковалев.

По его словам, помимо того, что цены на зерно и муку выросли, трудно найти сырье необходимого качества. "Придется и в Казахстане закупать, но там оно пока дороже из-за логистики", - добавил Ковалев. В прошлом году рентабельность компании составила 10%, задача в этом году - выйти на рентабельность хотя бы 5%. "Главная беда для нас - рост цен на муку", - добавил он.

C 2005 года розничные продажи макаронных изделий в России постоянно росли, в 2009 году продано 1,036 млн тонн макарон. В 2009 году на российском рынке впервые отмечено уменьшение объема продаж, эксперты связывают это со снижением реальных доходов населения и ростом розничных цен на продукты питания. Среди макаронных изделий наибольшей популярностью пользуется недорогая продукция - вермишель и фигурные макароны. В 2009 году они заняли 67% рынка.

В 2010 году спрос на макаронные изделия снижается. Спад обусловлен насыщенностью рынка, складские остатки к концу 2009 года достигли 278,5 тыс. тонн, что составляло четверть от общего рыночного предложения.

Снижение спроса происходит под влиянием двух факторов. Первый фактор - это снижение численности населения, что приводит к сокращению объема продаж. Вторым важным фактором, ограничивающим рост рынка макаронных изделий, является развитие конкурирующих продуктов-заместителей, в первую очередь, овощных и крупяных гарниров.

Макаронные изделия представляют собой отформованное высушенное бездрожжевое пшеничное тесто в форме трубочек, нитей, ленточек и различных фигур. В зависимости от используемых форм, они подразделяются на четыре типа: трубчатые, нитеобразные, лентообразные, фигурные. По качеству и сорту муки, из которой они изготовлены, макаронные изделия подразделяют на группы А, Б, В и классы 1 и 2.

Макаронные изделия группы А вырабатывают из твердой пшеницы (дурум) и муки высшего сорта повышенной дисперсности из твердой пшеницы. Макаронные изделия группы Б изготавливают из мягкой стекловидной пшеницы. Макаронные изделия группы В производят из хлебопекарной пшеничной муки и макаронной муки высшего сорта из мягкой пшеницы (крупки). 1-й класс изделий вырабатывают из муки высшего сорта, 2-й класс изготавливают из муки первого сорта. Именно в стоимости муки заключается, прежде всего, причина подорожания макаронных изделий, поскольку цены на зерно и муку растут.

"В себестоимости производства муки 80-85% стоимости приходится на сырье, для макаронной промышленности этот показатель меньше, на уровне 60%. Зависимость производителей от стоимости сырья значительная. Главной причиной повышения цен, как и на многие товары сельского хозяйства, является неурожай зерновых в этом году. Рост цен на пшеницу в два раза влечет за собой и коррекцию цен на готовую продукцию", - пояснил Вестям.Ru начальник отдела маркетинга компании "Макфа" Максим Удодов.

По его словам, бакалейная отрасль не может похвастаться высокой рентабельностью, поэтому производители муки и макаронных изделий не могут взять на себя значительную часть ценового бремени. "Мы вынуждены были повысить цену на макароны из твердых сортов пшеницы в сентябре. Дальнейшая ситуация с ценами будет напрямую зависеть от рыночных цен на пшеницу", - подчеркнул Удодов.

Коммерческий директор компании "Орская макаронная фабрика" Андрей Крашениников считает, что говорить о ценообразовании сложно, поскольку, в первую очередь, отпускная цена на продукцию напрямую зависит от стоимости зерна на рынке.

"Несмотря на то, что Орская макаронная фабрика находится в зоне произрастания пшеницы твердых сортов, и основным регионом по выращиванию такой пшеницы в России является восток Оренбургской области, мы наблюдаем дефицит сырья - зерна твердых сортов. По прогнозам сельхозпроизводителей и зерновых продавцов, запасы твердого зерна находятся на минимальном уровне относительно потребности рынка", - пояснил Вестям.Ru Крашениников.

По его мнению, речь может идти не просто о повышении или снижении цен на муку твердых сортов пшеницы и, как следствие, об изменении цен на макаронные изделия из такой пшеницы, а о переходе на выпуск макаронных изделий из муки хлебопекарной. Изделия из хлебопекарной муки не соответствуют европейским стандартам и существенно отличаются по потребительским качествам.

"Уровень рентабельности Орской макаронной фабрики на макаронные изделия и муку твердых сортов является минимальным, мы уже не думаем об удержании прибыли на прежнем уровне. Нынешняя рентабельность лишь позволяет поддерживать производственную деятельность предприятия. Фабрика ищет альтернативных поставщиков зерна в Казахстане, но в таком случае остро встает проблема логистики в силу высоких затрат", - отметил Крашениников.

Зерно и мука дорожают, поскольку это закон рынка. В связи с засухой и неурожаем трудно представить себе, что цены на зерно на рынке упадут, считает коммерческий директор холдинга "Белстар-Агро" Александр Ковшутин.

"В самом вопросе о ценах на макаронные изделия содержится часть ответа. Макаронные изделия делают из муки, а мука дорожает. Это знает любой участник рынка. А мука из твердых сортов пшеницы может подорожать в два-три раза, уже сейчас наблюдают определенный дефицит такой пшеницы", - пояснил Ковшутин Вестям.Ru.

По его мнению, к очевидному факту подорожания зерна и муки необходимо прибавить то, что тарифы на электроэнергию и цены на топливо не снижаются, скорее, наоборот. Все это надо закладывать в себестоимость продукции, иначе предприятие попросту разорится. "Макаронные изделия подорожают, однако нельзя говорить о том, что они подорожают в два-три раза как зерно или мука. Здесь много различных составляющих. Мы стараемся поддерживать производство, выполнять социальные задачи, зарплату людям надо платить, у нас хорошие работники. Снизим уровень рентабельности, ужмемся как можем, но от рынка не уйти. Повторю: цены на макаронные изделия могут вырасти, в первую очередь, из-за подорожания зерна и муки. Насколько вырастут цены - зависит от рынка и спроса. А спрос на макаронные изделия начал расти, поскольку второй российский хлеб - картофель - в этом году также не уродился", - заключил Ковшутин.

"1-ая макаронная компания" управляет тремя фабриками: "Экстра М" в Москве, "1-ой Петербургской макаронной фабрикой" и "САОМИ" в Смоленске. Группа производит макаронные изделия под торговыми марками "Экстра-М", "Знатные", "Семейный обед", "Саоми" и "1ПМФ".

Компания "Орская макаронная фабрика" - производитель муки твердых сортов пшеницы и макаронных изделий торговых марок "Страна Макарония", "Аллегретто", Fitness Pasta.

Компания "Макфа" производит макаронные изделия и крупы Макfа, макаронные изделия Grand di Pasta, "Смак", оливковое масло Grand di Oliva, муку и мучные смеси Макfа.

Холдинг "Белстар - Агро" выпускает макаронные изделия под марками "Добрый злак", "Макво", Lavio, а также хлебобулочные изделия.