Бывший сотрудник компании Napster озаботился правами исполнителей. Его проект Kroogi.com – безопасная зона и для талантов, и для поклонников. Первые получают вознаграждение и поддержку от преданных почитателей. Вторые – доступ к произведениям искусства и право владеть ими без каких-либо ограничений. Круги распространяют не только музыку, но и фото, видео, тексты и прочий арт. Как работает система? Чьи произведения уже можно скачать? Об этом и многом другом Анатолий Кузичев и Максим Кононенко расспросят основателя проекта Мирослава Сарбаева и одного из первых участников проекта - БГ - в Интернет-кафе "Соб@ка" в эфире радио "Вести ФМ".
Кузичев: Мирослав Сарбаев, так он представился. Мирослав знаменит тем, что он руководитель проекта, основатель проекта. Отец, основатель проекта Kroogi.com а до этого работали же на Napster. Легендарное тоже местечко. Давайте расскажем, кто такой Napster, кто такой Шон, какого дьявола, и кого он играет.
Сарбаев: Napster – это была компания в конце 90-х и в начале 2000 годов. Это был первый файлообменник, который очень быстро сделался огромным многомиллионным репозиторием всей музыки на планете.
Кононенко: Смысл был в чем? В том, что это был первый предпринятый способ обойти копирайтное законодательство. В сети Napster не лежали песни и файлы на одном каком-то конкретном сервере. Они лежали у людей на домашних компьютерах, и они ими обменивались.
Сарбаев: Napster – это была, в сущности, система поиска. Это был такой огромный индекс, огромное оглавление музыки, которое содержится на компьютере у всех подписчиков. А подписчиков было почти сто миллионов.
Кузичев: А то, что мы сейчас называем торрентами?
Кононенко: А это следующий шаг.
Сарбаев: Технически технология похожа. Просто торренты они более непотопляемые.
Кононенко: В юридическом смысле, потому что там все-таки человек отдавал песню, и за это его можно было привлечь.
Кузичев: Понятно, а сейчас ты отдаешь фрагмент какой-то. Отличная идея. Мне как последовательному борцу с копирайтом и поклоннику пиратства – это очень близко.
Сарбаев: Нас очень быстро задавили звукозаписывающие компании.
Кузичев: Которые сейчас удавились сами.
Сарбаев: Потом было несколько еще подобных сетей, но эта была первая. Так вот, восстанавливая справедливость, основатель Napster был другой Шон, его звали Шон Фенинг. А Шон Паркер он выполнил ту же самую роль, что и роль, которую он выполнил в "Фейсбуке".
Кононенко: Я повторю главную фразу, которая меня потрясла в этом фильме, мне запомнилась…
Кузичев: "Социальная сеть"?
Каноненко: Да. Он, наверное, также и говорил основателю Napster, Шон Паркер сказал: миллион – это не круто, миллиард – это круто.
Сарбаев: Надо сказать, что он выведен в фильме довольно аккуратно как личность.
Кузичев: У нас есть бизнесмен, который сказал в свое время: миллиард – это круто, но еще более развязным тоном… И с ним мы тоже можем попрощаться. На самом деле не надо такие слова говорить, дружище, а сказал, ну что ж, отвечай. Так мы представили Мирослава Сарбаева и Kroogi.com. Теперь давайте поговорим…
Сарбаев: Нет про Kroogi.com мы пока ничего не сказали.
Кузичев: Мы сказали, что есть Kroogi.com, основателем этого проекта и руководителем, так уж получилось, является Мирослав, наш сегодняшний гость. Из Napster из легендарного, прекрасного проекта, пиратского, благородного, красивого, жгуче притягательного вы стали теперь заниматься Kroogi.com, что является полной противоположностью Napster, абсолютной, негативом по отношению к позитиву.
Сарбаев: Вы знаете, я никогда так не думал. Я об этом подумаю на досуге.
Кузичев: Вы правда не думали, а как еще?
Сарбаев: Вы знаете, когда мы все работали в Napster, то мы себя не ощущали пиратами с черным флагом, которые бороздят просторы океана. А когда Шон запустил это из гаража своего дяди, то он…. Началось все с того, что его друзья сделали пилинговую программу, по игре в шахматы. И он на это посмотрел и сказал: ребята, а давайте тоже самое сделаем с музыкой. Он взял эту программу экспортировал ее просто на обмен музыкой. И более того, он тогда не умел программировать и его друг по имени Али научил его программировать, и в процессе этого обучения он ваял сервис Napster. И когда он его запустил, он просто раздал эту программу своим друзьям. И вдруг через день у его дяди, в гараже которого он жил, вдруг сел модем кабельный. Просто у них исчез Интернет. Что за дела? Выяснилось, что просто трафик задавил интернетный канал. В этот момент дядя пошел и зарегистрировал компанию, причем зарегистрировал 10% на себя и 30% на племянника Шона. И она развивалась слегка наперекосяк. И участники, ее основатели, они не отдавали себе отчета, какого Джина они выпустили из бутылки.
Эфир программы "Интернет-кафе "Соб@ка" слушайте в аудиофайле












































































