Тема:

Боевые действия в Ливии 8 месяцев назад

Эксперт о ситуации в Ливии: Каддафи должен погибнуть в бою

Бен Али, Мубарак, Салех. Власть трех диктаторов уже пала. Эксперты считают, что дни ливийского полковника Каддафи тоже сочтены, и он, как "герой-революционер", должен честно пасть в бою. О том, что может ожидать Ливию в ближайшее время, – в интервью эксперта-востоковеда Георгия Мирского Вестям.Ru.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Георгий Мирский считает, что время ливийского полковника Муамара Каддафи подошло к концу. И если выдерживать драматургию до конца, то он, как "герой-революционер", должен честно пасть в бою. О том, что может ожидать Ливию в ближайшее время, – в интервью эксперта Вестям.Ru.

Было ясно, что раз Каддафи не смог ни молниеносно подавить восстание, ни как-то договориться с теми, кто против него поднялся, то такой человек не справится с ситуацией. Того, что сейчас происходит в Триполи, стоило ожидать еще в феврале, считает Мирский.

42 года Каддафи был у власти, и каждое утро спецслужбы доставляли ему сводку, в которой говорилось, как народ его любит. И он в это верил. А между тем, были жители Киренаики – самой нелюбимой части Ливии, которую Каддафи всегда держал в черном теле.

"Ведь оттуда был король, которого Каддафи сверг. Кроме того, он запретил суфийский орден сенуситов, который пользовался большой популярностью в этой части страны. То есть на него люди имели зуб 40 лет, – напоминает Георгий Мирский. – И когда-то должна была наступить расплата. Люди поднялись против Каддафи в Бенгази, он начал их давить, не рассчитав, что времена уже не те – есть кому заступиться за Бенгази".

В тот момент, когда войска полковника подходили к Бенгази, могла произойти кровавая каша. Но Совбез ООН принимает резолюцию о бесполетной зоне. Россия и Китай не возражают, Лига арабских государств приветствует. И далее шансов у Каддафи уже не было, считает эксперт.

"Дело не в том, что он там потерял средства авиации и ПВО, а в том, что люди, восставшие против него, увидели: они не одни. За них – арабский мир (который дал добро на эту операцию), за них – Запад и общественное мнение, – говорит Мирский. – И хотя никакой армии и настоящего оружия у повстанцев не было, зато у них был высокий моральный дух. А на стороне Каддафи – лишь несколько особых частей и групп наемников. Из этого следует, что режим прогнил".

Кто выступил против Каддафи? Вчерашние студенты, учителя, врачи, инженеры – так же, как в Тунисе, Египте, Сирии. "И везде люди сказали три вещи: надоело, не верим, не боимся. А за ними пошли и бедные окраины, и "Братья мусульмане", а еще и сверху бомбило НАТО, – напоминает эксперт. – Так что надо было давно покончить с кровопролитием".

Однако этот человек сделан не из того теста, как, например, Мубарак или Бен Али. "Каддафи – герой-революционер. Он в этом больше похож на Фиделя Кастро. Не знаю, что он сейчас предпримет, но если выдерживать драматургию до конца, то он должен пасть в бою (поскольку самоубийство у мусульман запрещено), – считает Мирский. – Однако бывает и так: человек громко заявляет, что он здесь родился, здесь живет и здесь умрет, но когда встанет перед лицом смерти, то появляются другие мысли".

И тут любопытно сравнить ситуаццию с Ираком, рассуждает эксперт. "Там оба сына Саддама Хусейна сражались до конца и были убиты, а Хусейну духа не хватило: он спрятался в яму и потом был повешен. В Ливии же наоборот: все три сына Каддафи сдались, а сам он пока что держится, – напоминает Мирский. – Будет ли он отстреливаться, как Сальвадор Альенде в Чили в 1973 году, и умрет, получив пулю? Или нет? Посмотрим. Возможно, он куда-нибудь уедет – в Африке есть люди, которые его примут. Ведь он был им и отец, и мать: кормил их, давал денег. Так что где-то ему найдется место".

Никто, конечно, не ожидал, что повстанцы так быстро придут в Триполи. Потому что только вчера они полностью овладели Эз-Зави́ей. "Они – не такие вояки, чтобы пройти за сутки 40 километров и захватить Триполи. Это значит: восстание поднялось в самом городе, а повстанцы уже потом быстренько подъехали к столице Ливии", – считает Георгий Мирский.

Теперь встает главный вопрос – что будет дальше? Эксперт полагает, что начнется война уже между победителями, потому что руководство повстанцев – очень разношерстная компания, во главе которой стоят эмигранты. Это – и образованная молодежь – люди Интернета, и "Братья мусульмане", и "Аль-Каид (запрещена в РФ)а", и тот самый разогнанный Каддафи орден сенуситов – они тоже поднимут головы, считает Мирский.

"Настолько разношерстные силы, что можно ожидать большой борьбы. Единственное, на что можно надеяться, что борьба будет носить цивилизованный характер и не будет нового кровопролития. И вот тут должны сыграть роль международные силы – в частности, НАТО, благодаря которому повстанцы фактически смогли выиграть войну", – полагает эксперт.

Отвечая на вопрос Вестей.Ru, каким он видит правительство новой Ливии, Мирский отвечает: "Это зависит от того, сколько процентов исламисты наберут на выборах. Но мусульманского правительства не будет – уже не те времена". Однако то, что они будут зависеть от Запада, по словам эксперта, – очевидно. Потому что страна разрушена, надо многое восстанавливать, нужны инвестиции и экономическая помощь, к тому же и нефтью торговать надо.

"В общем, перевернута очередная страница арабской революции, – говорит Георгий Мирский – Пока пали четыре диктатора: Бен Али, Мубарак, Салех. Теперь – Каддафи. Посмотрим, что будет дальше. Но на этом все далеко не кончается: арабский мир пришел в движение, и мы увидели: арабы способны не только на военные перевороты и исламистские путчи, но и на социальные революции".

Также по теме:

Ситуация в Ливии. Справка