Нет денег - нет операции. Пациентка онкоцентра умерла в очереди

В очереди в московский онкоцентр умерла женщина. Скандал может быть связан с коррупцией среди врачей, считают некоторые источники. По одной из версий, главврач, ограничив прием пациентов и создав очередь, мог пытаться взять под контроль общение больных с медиками.

В очереди в московский онкоцентр умерла женщина. Скандал может быть связан с коррупцией среди врачей. По одной из версий, главврач, ограничив прием пациентов и создав очередь, мог пытаться взять под контроль общение больных с медиками. До последнего времени среди отзывов на окноцентр можно найти немало свидетельств о вымогательствах со стороны врачей. В разных случаях люди платили от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей. В ситуации разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов.

Следственный комитет начал проверку, Академия медицинских наук изучает, как получилось, что у стен онкоцентра Блохина умерла женщина. По информации ряда источников, она стояла в длинной очереди на прием, которая образовалась после введения новых правил обслуживания раковых больных. Людей пускали только с документом, подписанным главврачом, рядовые врачи уже не решали, кого принять, кого нет.

"Без подписи главврача запрещено! Если вы заранее предупреждаете врача, он записывает вас в список, подписанный главврачом, и мы вас пропускаем. Получается, слишком распоясались врачи, личных клиентов держат, а надо через поликлинику все делать", - пояснили журналистам в регистратуре онкоцентра.

Последняя фраза - ключевая: врачи распоясались, а пациентов здесь называют личными клиентами. И неслучайно. Судя по отзывам, найденным нами в Интернете, каждый раковый больной - это идеальный источник дохода. У него нет выхода - либо плати, либо болей и умирай. Вот высказывания тех, кто оказался пациентом онкоцентра в разные годы:

"Мою жену направили в онкоцентр на Каширку. В регистратуре сказали, что консультация стоит 1500 рублей, а врач взял 2500. Оформить карту - 2000 рублей и так далее, платить надо за все и без всяких чеков".

Другой пользователь на одном из инернет-форумов интересуется, сколько денег с собой надо иметь. Ему отвечают:

"60-70 тысяч с собой надо иметь. Общалась с пациентами, говорили, что берут за все, только одна медсестра не брала. Еще и в стационар попасть - это такая головная боль".

Другое свидетельство, показывающее разброс цен:

"В очереди посетители объяснили, что все врачи здесь вымогают взятки. Надо "дать на лапу" сразу 20 000 рублей, а потом - по ситуации, возможно, не раз придется давать..."

И это вовсе не означает, что все жалобы касаются только этой клиники. Люди рассказывают о системе в целом. Очередной пример - уже об онкоцентре Герцена. Пишут те, кто там побывал:

"Лечение оплачено квотой, но лишь для того, чтобы, по их словам, "помочь мне" рассчитаться с врачами! Людей заставляют продавать дачи, машины. У кого денег нет на вторую операцию, так как все отдали за первую, беззастенчиво говорят, что нет денег - нет и операции".

При всем при этом в профессионализме медиков никто не сомневается, вопрос только в том, что бесплатное лечение существует только для бюджета, из которого идут деньги на оплату квот. То есть с больных в любом случае возьмут деньги. Выходит, что бесплатная медицина не выгодна медикам, в этом многие убеждаются еще на стадии посещения поликлиники.

Вот типичный случай: одна из посетительниц хотела сделать УЗИ в своей поликлинике. "Врач назначил УЗИ желудка, печени и сказал, что меня вызовут, записали на очередь,- пишет женщина. - Но поскольку у меня была серьезная боль, я пошла в платную клинику, заплатила 1000 рублей - мне тут же сделали. А по вызову мне медсестра позвонила только через 3 месяца. А соседка сказала, что если бы я дала ему 1000 рублей, он бы сделал там же".

В онкоцентре цены могут быть совсем другими - это сложные анализы, процедуры. В прошлом году там был похожий случай, когда одного из врачей поймали с 2000 рублей, которые он взял как раз за такое же УЗИ, но не провел деньги через кассу. Тогда же поговаривали, что врача просто подставили и он кому-то не угодил.

Однако в том, что практически любой гражданин, отправляясь к врачу, обязан иметь при себе деньги, никто уже давно не сомневается, зная, что понятие "бесплатная медицина" почти исчезло из врачебных кабинетов. А очереди - лишь способ воздействия на кошелек посетителя, уверен президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский.

"Пациента выдавливают любыми средствами из бесплатной системы в платную. Очередь - это первое средство. Как может онкобольной ждать в очереди несколько месяцев? Те, кто этим пользуется, - это преступники не только в этическом смысле, а в прямом. Потому что государство эту помощь оплачивает. Врачи, которые пользуются страхом пациента перед болезнью и ассиметрией, когда пациент не знает, что хорошо, что плохо (и еще в условии конкуренции между врачами, фармпроизводителями, фирмами) - весь этот конгломерат, в который погружен пациент непосредственно перед страхом смерти, показывает, какую медицину мы пытаемся создать. Такая медицина нам не нужна", - считает Саверский.

По одной из версий, в онкоцентре Блохина могла образоваться очередь как раз из-за новых порядков, введенных главврачом, который решил лично контролировать прием пациентов. По слухам, это вызвало возмущение персонала, и не исключено, что смерть женщины у стен клиники может быть выгодна тем, кто хотел бы восстановить прежнюю систему отношений врача и пациента.

Однако все эти версии пока неофициальны. В самом онкоцентре долгое время опровергали даже информацию о гибели одной из пациенток, стараясь погасить ажиотаж в обществе. Тем не менее, насколько известно, следователи уже приступили к проверке этого случая.