В объективах спутника "Метеор" с высоты 800 километров – Рязанская область, один из самых пожароопасных районов. Две недели назад в селе Криуша буквально за полчаса пожар уничтожил 29 домов. Огонь ничего не пощадил. Так это открывается уже взору человека.
"Горело здорово. С той стороны на эту сторону. Прямо вдоль асфальта шло", – говорят погорельцы.
Обуздать стихию не всегда под силу, но вовремя среагировать и обезопасить от подобных ЧП возможно. Ситуационно-навигационный центр в Рязани. На многочисленных табло в режиме реального времени информация обо всех пожарных машинах, оснащённых приемниками ГЛОНАСС.
"Мы конкретно знаем, что три машины установлены здесь в необходимых местах, они приехали. Более того, одна машина находится давно. Информацию можно получать не только о местонахождении, но и том, в какую сторону двигается машина, как долго стоит на месте", – поясняет заместитель генерального директора ОАО "Навигационные информационные системы" Алексей Астафьев.
Огненное лето 2010 года стало своеобразным катализатором новых разработок в системе спутниковой информации. В той же Рязанской области вскоре диспетчеры Центра смогут не только контролировать передвижение пожарных машин, но и оперативно получать информацию о самом возгорании.
"Можно показать характеристику пожара, видео с этого пожара. Какая в этой местности растительность, какие водоёмы, чтобы можно было помочь потушить эти пожары. То есть, это мощная аналитическая поддержка", – говорит генеральный директор НПК "Рекод" Вячеслав Безбородов.
- Водитель, слышите меня, у вас опоздание на 4 минуты. По какой причине?
Сегодня в Рязани по расписанию движения городского транспорта можно сверять часы. Приёмники ГЛОНАСС установлены на многих автобусах и троллейбусах. Даже минута опоздания фиксируется бесстрастным космическим "контролёром".
"Каждый житель города может, стоя на остановке, видеть на информационном табло, когда, в какое время прибудет автобус", – добавляет начальник отдела регионального развития "М2М Телематика" Андрей Платонов.
Такой пассажирский автобус с ГЛОНАСС пока образец. Специалисты считают его самым безопасным.
Рабочее место водителя – это уже не только спидометр и тахометр, но и спецоборудование, работающее на базе ГЛОНАСС. Водитель, не отвлекаясь от дороги, одновременно может следить за ситуацией в салоне. Температурные датчики, камеры видеонаблюдения. Разработчики заверили, вскоре, так будут оснащаться все автобусы.
"Например, я остановился, на линии что-то случилось. Я моментально связываюсь, и мне помощь оказывается. Также есть оборудование пожаротушения. Температура выше 60 градусов, я получаю сигнал, и также получает сигнал диспетчер", – рассматривает различные возможные случаи на трассе водитель автобуса Александр Забелин.
Символично, что совещание по высоким технологиям со своими министрами глава правительства провёл в Рязани. Именно в этом регионе ГЛОНАСС используют довольно успешно. Однако темпы внедрения должны быть более быстрыми. Чтобы в следующий раз стихия не опередила. Не говоря уже о том, что космические технологии должны стать локомотивом экономики страны.
"Мы выбрали в качестве приоритета модернизацию экономики страны, развитие высоких технологий, – напомнил премьер-министр России Владимир Путин. – Так вот, система ГЛОНАСС – это высокие технологии в прямом и переносном смысле этого слова, без которых модернизация страны невозможна".
В конце этого года развертывание в космосе группировки российских навигационных спутников завершится. Планируется запустить ещё шесть аппаратов. А в декабре начнутся лётные испытания спутника нового поколения "ГЛОНАСС-К".