В первые недели "перекрестного" года Россия-Италия в Рим отправляется коллекция работ Александра Дейнеки из Третьяковки. Живопись, графика и скульптура – на создание многих этих работ мастера вдохновил Вечный город, он побывал здесь в 1935, когда большинство его коллег по цеху были уже невыездными.
В 35-м году Александр Дейнека совершил эффектное путешествие по Америке, Франции и Италии. В то время большинство других советских художников уже были невыездными. "Улица в Риме" была написана в Риме и теперь спустя 76 лет отправляется туда на выставку. Накануне выставки реставраторы укрепляют красочный слой на картине.
"Местами красочный слой верхний отстал от нижнего, появилась "воздушная подушечка". И при транспортировке нельзя такого допустить, поэтому сейчас проводится местная реставрация", – рассказывает заведующая отделом научной реставрации Государственной Третьяковской галереи Наталья Коблякова.
Из всех запасников Третьяковка извлекает все самое лучшее – живопись, графику, мозаику, скульптуру. В этом году эстафета перекрестного культурного года перешла от Франции к Испании и Италии. Выставка Александра Дейнеки в Риме – титульное событие этого года.
Тема спорта была особенно близка Дейнеке. Он занимался гимнастикой и волейболом. Был профессиональным боксером. Его тренер говорил: в лице Дейнеки мы потеряли прекрасного боксера, но приобрели прекрасного художника.
"Он был востребованным художником в советское время. Но идеологические установки никогда не были для него важны. Главным для него был человек и взаимоотношения человека с миром", – говорит Наталья Чернышева хранитель Государственной Третьяковской галереи.
Любимые герои Александра Дейнеки – рабочие и спортсмены. Мускулистое искусство с мужским характером. Его часто называют художником движения. Это то самое движение, которое отражало ритм эпохи и через которое Дейнека показывал многомерность мира.
"Он такой советский модернист на самом деле. И это будет интересно. Потому что, несмотря на железный занавес, его творчество показывает, что были некие общие художественные тенденции, общие во времени, и он сумел их выразить, и выразить по-своему ярко", – рассказывает директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
76 лет назад, в 35-м, вернувшись из заграничной поездки, Александр Дейнека признавался: Италия произвела на него неизгладимое впечатление. Произведет ли сегодня такое же впечатление на Италию сам Дейнека?