Владимир Бортко: несостоявшийся электрик и знаменитый режиссер

Юбилей отмечает один из самых разносторонних российских режиссеров – Владимир Бортко. Почти все его фильмы имеют огромный успех. "Блондинка за углом", "Собачье сердце", "Тарас Бульба", "Мастер и Маргарита". А уже через неделю – премьера нового фильма Бортко о последних годах жизни Петра Первого.

Сегодня юбилей у одного из самых разносторонних российских режиссеров. 65-летие отмечает Владимир Бортко. В его долгой карьере были и комедии, и военные драмы, и телесериалы, и экранизация русской классики. Но почти все его фильмы имеют огромный успех. "Блондинка за углом", "Собачье сердце", "Тарас Бульба", "Мастер и Маргарита". А уже через неделю на нашем канале – премьера нового фильма Бортко о последних годах жизни Петра Первого. Режиссера уже поздравил с юбилеем президент Дмитрий Медведев.

Он мог бы быть бесславным киевским электриком. Но стал знаменитым петербургским режиссером. Родные и близкие крутили пальцем у виска, когда в 1980-м Владимир Бортко подался на Ленфильм. Но теперь в кинематографе есть особый термин: "Москва Бортко", почти полностью снятая в северной столице.

Петербург в его фильмах – как 25-й кадр – глаз не всегда успевает ухватить василеостровский гастроном в "блондинке за углом", канал Грибоедова в "Идиоте" и Никольский рынок в "Собачьем сердце".

Это был прорыв в мировом кинематографе. Искусственно состаренная картинка и знаменитые реплики, которые все еще с трудом приходилось отстаивать. "Собачье сердце" в нашей стране видели абсолютно все. Бортко сразу стал знаменитым и именитым режиссером. А фильм не раз помогал тем, кто над ним работал. Например, художнику-постановщику Светозарову, которого вместе с другим режиссером как-то арестовали за обсуждение творческих планов в сквере с бутылочкой горячительного.

"Милиционер спрашивает именитого режиссера – ты кто? – Режиссер. – А что ты снял? – он перечисляет. Милиционер не вдохновился, спрашивает меня, я говорю – работал над "Собачьим сердцем". Милиционер: "так, "Собачье сердце" – на выход, а ты остаешься", – вспоминает Светозаров.

После премьеры "Мастера и Маргариты" в книжных магазинах начисто был распродан весь тираж булгаковского романа. Спустя еще несколько лет из магазинов исчез Гоголь. Страна заучивала наизусть строчки из "Тараса Бульбы". А сам режиссер изо всех сил старался, чтобы фильм получился скорее гоглевским, нежели бортковским.

"Когда Шило умирал, я хотел трагизма в голосе, а он мне – Миша, что с тобой?, – вспоминает Михаил Боярский. – Бортко всегда опускает меня до уровня нормального человека".

Каждый его юбилей совпадает с предпремьерной спешкой. Через неделю на экраны выходит фильм о Петре I. Последняя любовь царя к молдавской княгине Кантемир, реформы и войны – масштабное историческое полотно о могущественном, но одиноком и несчастном императоре.

"Зачем надо переезжать на болото, – спрашивает Бортко. – Лучше отрастить бороду и жить в Москве. Зачем строить флот? Он очень одиноким человеком был".

В юбилей у Бортко почти нет времени давать интервью. Еще не закончена работа над Петром, но уже начата новая серия жизни режиссера. Пишется сценарий к фильму о Сталине. Бортко привык работать быстро. А значит можно сказать, что скоро – еще одна премьера.