Президент Белоруссии запретил без его ведома повышать цены на товары больше чем на 5%, а стоимость бензина Лукашенко велел даже снизить. Правда, на фоне последнего скачка цен это послабление вряд ли кого устроит. Кстати, уже судили и приговорили к серьезным штрафам нескольких водителей, которые 7 июня в знак протеста заблокировали движение в центре Минска.
Они не хотят платить за бензин в 2 раза больше. Цены в Белоруссии выросли абсолютно на все, но на протест решается лишь одна, зато самая многочисленная общественная группа – автомобилисты. Остальные протестуют аплодисментами.
С поднятыми капотами на Октябрьской площади – акция "Стоп, бензин". Вроде бы и не оппозиция, но и речь тут уже не о каких-то свободах, а о своих бензобаках и собственных желудках.
"Машина сломалась внезапно – перегрев двигателя, – рассказывает один из участников акции. – Да и бензина совсем немного осталось. Тут у всех, по-моему, кончился бензин".
Опасаясь реакции властей, автомобилисты останавливаются, делают вид, что сломались. Белорусские власти в ответ делают вид, что решают экономические проблемы. Министры экономики и финансов отменяют пресс-конференцию об экономической ситуации и мчатся на внеочередное совещание к президенту. Там и министрам, и гражданам Александр Лукашенко объявляет: цены на бензин теперь он устанавливает лично.
"Я категорически запрещаю любое движение свыше 3-5% по ценам без моего ведома, – заявил президент Белоруссии. – Главная проблема, которая до сих пор волнует людей, – это инфляция. Ведь главное сегодня – надо не просто сделать так, чтобы бюджет у нас был толстым и жирным, а защитить людей. При этом абсолютно недопустим рост цен".
Не поднимать цены на топливо выше 4,5 тысяч белорусских рублей (это ровно 1 доллар за литр) – требует Лукашенко. Экономическую мобилизацию, объявленную накануне, президент возглавляет сам. Ручное управление ценами на простых белорусах до сегодняшнего дня сказывалось лишь в худшую сторону.
Успеть потратить оставшееся на руках белорусские рубли – основная забота жителей страны в эти дни. Отчитанные министры виновато кивают и слушают, но не слушается гречка на рынке – 22 тысячи или 140 российских рублей за кило. Столько же стоит килограмм мяса. Любое повышение свыше 5% Лукашенко требует согласовывать с ним.
Инфляция, девальвация, дефицит – похожие на медицинский диагноз термины означают, что купить на свои деньги белорус может все меньше. И пока белорусский социализм проходит суровые испытания действительностью, спустя сутки после акции протеста автомобилистов, минский суд уже выносил обвинительные приговоры самым активным его участникам. Вроде бы все – и президент, и автолюбители хотели одного – снижения цен, а вышли штрафы в 700 тысяч местных рублей – по нынешним временам почти что расстрел.












































































