Срок ультиматума вооруженных формирований Переходного национального совета (ПНС), который был выдвинут новыми ливийскими властями режиму Муамара Каддафи, истек в субботу.
Глава ПНС Ливии Мустафа Абдель Джалиль выступил в субботу с обращением к сторонникам свергнутого полковника Каддафи. "Мы протягиваем руку нашим братьям для того, чтобы наши войска смогли войти в города без боев и кровопролития", – сказал глава ПНС, который находится в Мисурате. Приоритетом ПНС, по словам Абдель Джалиля, является, "освобождение всей территории Ливии, в том числе Бани-Валида, Сирта и Себхи". "Мы не должны забывать, что Каддафи все еще жив и имеет в своем распоряжении деньги и золото для подкупа людей", – заявил лидер новых ливийских властей.
Категоричное предупреждение в адрес верных Каддафи частям и на этот раз не сработало. Столкновения между сторонами возобновились за несколько часов до истечения ультиматума после того, как сторонники полковника подвергли позиции ПНС ракетным обстрелам из систем залпового огня "Град" в пригородах Бани-Валида, где, как полагают в ПНС, укрываются члены руководства свергнутого режима, в том числе двое сыновей Каддафи. Тем не менее повстанцы пошли на штурм Бани-Валида (в 160 км к юго-востоку от Триполи) и даже на какое-то время продвинулись вглубь города, однако вынуждены были быстро отступить на его окраины в связи с начавшейся бомбардировкой авиацией НАТО, которая нанесла не менее пяти ударов по городским районам. Судя по сообщениям с места событий, у повстанцев не хватило терпения дождаться окончания срока ультиматума, в то время, как силы НАТО "отработали" строго в соответствии с намеченным графиком.
Как передает ИТАР-ТАСС, не дожидаясь "освобождения всей территории Ливии", администрация США в унисон с Международным валютным фондом выразила поддержку ПНС и готовность "как можно быстрее возобновить добычу и экспорт нефти" и содействовать стабилизации экономического положения в стране. Как заявила в интервью агентству "Блумберг" госсекретарь Хиллари Клинтон, "мы тесно работаем с ПНС". "Я встречалась с их руководством на прошлой неделе в Париже, – продолжила госсекретарь. – Мы готовы вместе с нашими партнерами в Европе и странах района Персидского залива оказать помощь ПНС в возобновлении добычи и экспорта нефти".
Международный валютный фонд в субботу признал ПНС законным правительством Ливии и выразил готовность оказывать ему поддержку. "МВФ будет работать с ПНС как с законным правительством Ливии. В этом контексте мы готовы оказывать властям техническую и материальную помощь для восстановления ливийской экономики", – сказала директор-распорядитель фонда Кристин Лагард на состоявшейся в Марселе встрече министров финансов стран "восьмерки" и государств Ближнего Востока и Северной Африки. "Немедленными приоритетами" Лагард назвала "решение гуманитарных вопросов и обеспечение безопасности", а также "возобновление добычи нефти для получения доходов, стабилизацию валюты, восстановление платежной системы и начало реформ", направленных на экономическое развитие.
Накануне президент Барак Обама принял верительные грамоты чрезвычайного и полномочного посла Ливии в США Али Ауджали, представляющего интересы Переходного национального совета. Ауджали был послом в Вашингтоне еще при правительстве Муамара Каддафи, но после начала народных выступлений в Ливии порвал с "преступным режимом", которому служил "верой и правдой", и переметнулся на сторону оппозиции.
На этом фоне для "новых-старых" ливийских властей прозвучал первый тревожный звонок. Сотни человек приняли участие в первом марше протеста против "победителей", который прошел в субботу во втором по величине городе страны Бенгази – оплоте оппозиции.
Представители различных политических течений, которые теперь возрождаются в Ливии после десятилетий запрета на деятельность партий, заявили, что ПНС не выражает чаяний ливийского народа. "Некоторые представители исполкома ПНС – кровопийцы и воры, которые любят красоваться на экранах телевизоров, – говорили ораторы на импровизированном митинге. – Их пора отдать под суд". Манифестанты потребовали пересмотра состава ПНС в меморандуме, подписанном 56 политическими организациями. По мнению его авторов, новые власти уже раздирают глубокие противоречия, и они не годятся в качестве руководящего органа для Ливии после ухода Каддафи.




















































































