Оплачивать услуги в терминалах станет легче и безопаснее

Россияне, которым приходится регулярно оплачивать коммунальные услуги, вскоре смогут избежать потери времени в бесконечных банковских очередях ради оплаты одной-двух квитанций. Законопроект, регулирующий проведение платежей через терминалы, депутаты Госдумы приняли в окончательном чтении в среду.

Россияне, которым приходится регулярно оплачивать телекоммуникационные и коммунальные услуги, либо совершать другие платежи, вскоре смогут избежать потери времени в бесконечных банковских очередях ради оплаты одной-двух квитанций. Законопроект, регулирующий проведение платежей через платежные терминалы, депутаты Госдумы приняли в окончательном чтении в среду. Есть, правда, одно "но" - затраты на переоборудование терминалов могут лечь на плечи потребителей.

Депутаты Госдумы поддержали в среду в окончательном чтении законопроект, значительно расширяющий спектр услуг, которые можно будет оплатить через терминалы. С 1 января 2010 года в соответствии с законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" станет возможно не только оплачивать через яркие ящики с чувствительными к нажатию экранами коммунальные услуги и сервисы мобильной связи, но и гасить кредиты, штрафы, платить государственные пошлины и налоговые сборы.

Оплата через платежные терминала постепенно становится привычной для все большего числа россиян. Можно, конечно, платить и многими другими способами, но "отдать" деньги ящику с экраном, к тому же стоящему в удобном месте по дороге с работы домой - наиболее удобно для большинства пользователей. Ведь при осуществлении платежей через терминал пользователям не нужно искать карточки предоплаты или строить свои планы в соответствии с графиком работы банков.

По оценкам участников рынка, на сегодняшний день при оплате услуг интернет-доступа между платежными терминалами и банками уже наблюдается перевес в сторону более мобильного варианта. Опросы показывают, что оплату через терминалы выбирают от 40 до 80% абонентов Интернета. В этой связи операторы с большим энтузиазмом подключаются к платежным системам. При этом выбираются компании, имеющие максимальное количество точек оплаты.

Собственно подобное оживление на данном рынке и вызвало необходимость разработки данного законопроекта. Об этом сообщил журналистам глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник, представлявший документ на пленарном заседании Госдумы. Депутат подчеркнул, что специальное нормативно-правовое регулирование данной сферы деятельности к настоящему моменту практически отсутствует, а осуществление этой деятельности, основанное исключительно на общих гражданских правовых началах, приводит к неоднозначной правоприменительной практике и различным злоупотреблениям со стороны как контролирующих органов, так и участников рынка.

Принятие данного закона, по словам Резника, позволяет урегулировать отношения, возникающие при приеме платежным агентам от физического лица денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком за товары, работы, услуги. Так, в документе утверждается схема, по которой оператор будет заключать договор напрямую с поставщиками услуг, минуя банки. Кроме того, в рамках схемы возможно заключение субагентских договоров с неограниченным количеством посредников.

Первую попытку нормативно урегулировать отношения на рынке платежных терминалов законодатели предприняли еще три года назад. Соответствующие поправки вносились в закон "О банках и банковской деятельности". "Микроплатежи" операторам в результате были исключены из числа банковских операций. Однако вступившая в силу в конце прошлого года инструкция Центробанка, требующая принимать их только по договору с банком, несколько изменила правила игры.

В итоге крупнейшие платежные системы сумели заключить необходимые договора с банками. Но почти 90 более мелким сетям платежных терминалов этого не удалось, так как терминалы принадлежали не самим системам, а их агентам. В результате большая часть "приемных пунктов" оказалась под угрозой закрытия, а сам рынок платежных терминалов оказался в условиях серьезного передела собственности. Разрешить эти противоречия и был призван закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", который Госдума сегодня приняла в третьем чтении.

Владислав Резник подчеркнул, что особое место в законе занимают нормы, направленные на защиту прав плательщика. Речь идет о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и особых требованиях к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Важным дополнением стало и обязательное указание суммы комиссии, которую с граждан берут за оказание услуги. Как подчеркивается в законопроекте, информация об этом должна указываться не только на чеке, но и на самом терминале. Деятельность операторов поручено контролировать "Росфинмониторингу".

Между тем, как отмечают участники рынка, требования по фискализации платежных терминалов в результате имеет все шансы лечь на плечи потребителей. Дело в том, что переоборудование платежных терминалов может привести к подорожанию услуг платежных агентов. Так, только установка одного кассового аппарата обойдется агенту ориентировочно в 25 тысяч рублей. Сейчас установка ККТ на одном терминале обходится от 20 тысяч до 40 тысяч руб.

По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем рынка моментальных платежей в России в 2008 году составил 536 миллиардов рублей, общее количество терминалов достигло 350 тысяч. Таким образом, чтобы оснастить все терминалы ККТ, участникам рынка придется потратить от 7 до 14 миллиардов рублей.