Эрмитаж приобрел уникальную коллекцию акварелей

В Эрмитаже √ пополнение. Приобретенная коллекция акварелей и фарфора - самая дорогая покупка музея за последние сто лет
В Эрмитаже √ пополнение. Приобретенная коллекция акварелей и фарфора - самая дорогая покупка музея за последние сто лет
Эрмитаж расширяет хранилища. Власти города пообещали выделить для этого дополнительный участок земли, на котором будет построен новый корпус для демонстрации экспонатов. В музее этому решению обрадовались. Уникальные фонды как раз пополнились новыми поступлениями.

Самый знаменитый музей Санкт-Петербурга – Эрмитаж – расширяет хранилища. Власти города пообещали выделить для этого дополнительный участок земли, на котором будет построен новый корпус для демонстрации экспонатов. В Эрмитаже этому решению обрадовались. Уникальные фонды как раз пополнились новыми поступлениями.

Возвращение музейных ценностей – результат совместной работы Росохракультуры, частных коллекционеров, местных правоохранительных органов и даже Интерпола. Некоторые предметы до сих пор проходят вещественными доказательствами по уголовным делам, поэтому сегодня Эрмитаж принимал их только во временное хранение. В списке переданных ценностей есть и экспонаты из списка украденных из Эрмитажа в недавнем прошлом.

"По легенде эта икона имела отношение к императорской семье и даже к цесаревичу. Ее возврат – заслуга правоохранительных органов", – рассказывает Виктор Петраков, начальник управления по сохранению культурных ценностей Министерства культуры России.

Но самое ценное приобретение музея – коллекция русской акварели и фарфора. Эрмитаж выставил ее на днях. Основу собрания заложил Александр Александрович Попов, кадровый офицер, который переселился во Францию в 1919 году. На сегодняшний день в коллекции 140 предметов художественного фарфора и 92 акварельных портрета первой половины XIX века.

"Это был рассвет именно портретной акварели в России. В то время работали Соколов, Гау, Брюллов. По этим трем фамилиям можно характеризовать эту коллекцию", – объясняет Александр Соловьев, хранитель русского рисунка и акварели Эрмитажа.

Из наиболее ценных экспонатов – портрет вдовы Пушкина Натальи Николаевны кисти Эдуарда Гау. С точки зрения техники исполнения – это безупречная работа, говорят современные специалисты. Этот портрет и десятки других могли разойтись с молотка аукционного дома Christie’s – современные владельцы во Франции, чтобы поправить свое материальное положение, решили выставить коллекцию на торги. За нее планировали выручить 16,5 миллиона фунтов стерлингов. Но российским искусством начала прошлого века никто не заинтересовался, и аукцион провалился.

"Мы этим воспользовались, обратились непосредственно к владельцу и приобрели два этих основных собрания без потерь. Кроме нескольких первоклассных акварелей и менее ценного фарфора", – говорит Виктор Файбисович, заведующий сектором новых поступлений Эрмитажа.

Чтобы стать коллекцией в Эрмитаже, требование к претенденту всего одно – это должно быть уникальное собрание уникальных вещей. Посмотреть на эти уникальные работы теперь потянулись и зарубежные специалисты, и коллекционеры – те, кто не пожелал покупать с аукциона. Только теперь они поняли, что потеряли.

Приобретенная коллекция фарфора и акварели – самая дорогая покупка Эрмитажа за последние сто лет. Стоимость сделки держится в строжайшем секрете. Единственное, с чем сравнивают коллекцию по цене, так это с покупкой "Мадонны Бенуа" кисти Леонардо да Винчи в 1914 году. В те годы картина обошлась Эрмитажу в 150 тысяч дореволюционных рублей.