Накануне осенних космических стартов с космодрома Байконур глава Роскосмоса Анатолий Перминов провел совещание, главной темой которого стали новые спутники ГЛОНАСС-К. Этот аппарат третьего поколения должен быть выведен на орбиту уже в декабре этого года.
Жизнь космического аппарата начинается далеко от космодрома – в Москве, в цехах Научно-исследовательского института космического приборостроения. Это в прямом смысле – место рождения спутника.
Три тысячи километров позади. Степь и полупустыня. На пути – лишь барханы и перевалы. Вся надежда – на навигацию. ГЛОНАСС следит за экспедицией: 4 машины, 16 человек, космический маршрут: Москва-Байконур.
"2800 километров до Байконура, часть пути по бездорожью мы выбирали специально, – рассказывает руководитель экспедиции Борис Чернов. – А спутники наблюдали. ГЛОНАСС работал, спутники работали, и по каналам сотовой связи все это передавалось в центр мониторинга".
Своего рода эксперимент: военный пенсионер, бывший ракетчик, служивший на северном полигоне, Борис Чернов отправился в южную космическую гавань Байконур. На собственном опыте проверил и доказал: ГЛОНАСС работает.
В прошлом году с помощью навигаторов ГЛОНАСС эта экспедиция уже проехала по северному пути: Москва-Архангельск. Теперь покорился маршрут Москва-Байконур. Южный космодром выбран неслучайно: вскоре именно отсюда в космос отправятся спутники ГЛОНАСС-М – последние из этой серии.
Накануне старта глава Российского космического агентства Анатолий Перминов провел выездное заседание. Навигационные спутники нового поколения ГЛОНАСС-К – главная тема обсуждений. Аппарат уже третьего поколения должен выйти на орбиту в декабре этого года.
Начинается жизнь космического аппарата далеко от космодрома – в Москве, в цехах РНИИ КП – Научно-исследовательского института космического приборостроения. Это в прямом смысле слова – место рождения спутника. Подробнее рассказывает Юрий Урличич – генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы": "Космический аппарат состоит из массы деталей. И на новом аппарате ГЛОНАСС-К, который мы сейчас создаем в кооперации, сердце этого аппарата – информационный навигационный комплекс. Более полутора тысяч типономиналов, то есть различных транзисторов, диодов, сопротивлений, много-много другого. И все эти элементы должны образовывать схемы, все эти схемы должны работать. И мы обеспечиваем этим качество".
Микродетали человеческий глаз разглядеть уже не в силах, поэтому собирают современную электронику машины. Монтаж, шлифовка и запекание в парафазной печи. 200 градусов, кипящая жидкость и водяной пар – от этого припой крепче, а микросхеме не страшна агрессивная среда космоса.
"Представьте себе, что вы находитесь на самой крайней точке земли – на Северном полюсе. Приблизительно в этих же условиях находится аппаратура в климатической камере", – рассказывает начальник сборочно-монтажного цеха Алексей Андросов.
Так называемая термотренировка электронной начинки: температура понижается от минус 10-минус 80 градусов, а потом быстро возрастет до плюс 180. Космическая электроника должна выдержать такие нагрузки.
"Космические нагрузки не всякий радиоэлемент выдержит. Это должны быть проверенные радиоэлементы, – поясняет Юрий Урличич. – И, к сожалению, есть ряд проблем, нам приходится дублировать, троировать системы. Для того чтобы обеспечить функционирование аппарата на протяжении нескольких лет".
Готовые, проверенные и испытанные микросхемы монтируются в специальные рамки. Вячеслав Волков делает их четверть века. Вспоминает: раньше одну деталь делали за смену, а теперь машина вытачивает такую рамку за час.
Обрастая схемами, рамками, электродами, платформа становится навигационным спутником ГЛОНАСС-К. Это – космический аппарат нового поколения. Сигнал из космоса он будет подавать с точностью до полуметра. Срок службы на орбите возрастет до 10-12 лет. Сегодня идут испытания первых аппаратов этой серии.