Еженедельная программа Вести.net от 18 июня 2011 года

Самое удивительное событие произошло на этой неделе в Сан-Франциско, в центре Йерба Буэна. Том самом, который арендует для своих презентаций Apple. Только в этот раз здание занимали гугловцы и рассказывали они о будущем.

Самое удивительное, на наш взгляд, событие произошло на этой неделе в Сан-Франциско, в центре Йерба Буэна. Том самом, который арендует для своих презентаций Apple. Только в этот раз здание занимали гугловцы и рассказывали они о будущем. О том, как мы вскоре будем общаться со своими компьютерами.

Голосовой и визуальный поиск Google приходит на десктопы. Об этом, а так же о других новинках своих технологий, интернет-гигант сообщил на конференции Inside Search.

Большая часть новшеств относится к поиску на персональных компьютерах. Теперь поисковые запросы можно делать не только традиционным способом – вводя их при помощи клавиатуры, но и голосом. Для этого будет нужно нажать на значок с микрофоном справа от окна поиска и произнести свой запрос.

Голосовой поиск – не совсем новинка. Впервые возможность наговаривать запрос появилась у англоязычных пользователей в 2008. Сегодня этот сервис поддерживает 27 языков. Настольный же вариант работает пока только с английским. Учитывая, что мобильный сервис доступен и русским пользователям, можно предположить, что десктопная версия вскоре появится и у нас.

Еще одна новинка – улучшенный поиск по изображениям – также является переработанной версией сервиса для мобильных устройств – Google Goggles. Пользователь может загрузить картинку, про которую он хочет узнать, со своего жесткого диска, вставить ее веб-адрес или просто перетащить ее в окно поиска по изображениям.

Отметим, что Google не планирует включать в новый визуальный поиск функции распознавания лиц. Возможно, это ограничение – отражение позиции интернет-гиганта, недавно озвученной Эриком Шмидтом, который заявил, что распознавание лиц вместе с мобильным позиционированием может стать настоящим оружием в руках злоумышленников.

Единственное настоящее новшество настольного поиска – Instant Pages, механизм, позволяющий загружать страницу еще до того, как пользователь закончил писать свой запрос.

"Какое основное препятствие на пути получения нужной информации? Это время, – отметил руководитель отдела качества поиска компании Google Амит Сингхал. – Мы становимся всё более занятыми, и нам нужно делать всё больше и больше, чем мы можем успеть. И время становится наиболее ценным ресурсом в современном мире. Мы в Google помешаны на скорости. Мы в Google никогда не будем счастливы, пока скорость загрузки страниц не сравняется с той скоростью, с которой вы перелистываете страницы журнала".

Впервые Google задумался о скорости, когда запустил возможность автоматического дополнения запроса – поисковик сам подсказывал фразу, когда пользователь вводил только несколько букв. Затем интернет-гигант пошел дальше – мгновенно стал подгружаться и список найденных сайтов.

Instant Pages – еще один шаг на пути к максимальной быстроте. Теперь, когда пользователь только закончит вводить свой запрос, одна из страниц – по мнению Google, наиболее подходящая – будет загружаться в фоновом режиме. Когда же он кликнет на ней, загрузка произойдет моментально.

Как Google определяет наиболее подходящую страницу, неизвестно. В компании не дают точного ответа, ссылаясь на сотни задействованных алгоритмов. Чаще всего это будет первая страница в результатах, но порой заранее подгужаемой может оказаться и расположенная ниже.

Отметим, что все анонсированные технологии будут работать на гугловском браузере Chrome, а чуть позже появятся на других системах.

И хотя большая часть мероприятия была посвящена именно улучшениями настольного поиска, были анонсированы и несколько новшеств для мобильных устройств.

В частности, уже упомянутый сервис Google Goggles получит не только возможность распознавания текста на картинках, но и его перевода. Так на презентации в качестве примера было показано, как эта возможность работает с русским языком.

Изменится и сам мобильный поиск Google, который станет более геоориентированным. Внизу окна поискового запроса появятся специальные кнопки, позволяющие найти кафе, рестораны и другие заведения, находящиеся по близости.

И еще один знак будущего – на этот раз, мягко говоря, странноватый. В среду, 15 июня открылась первая в истории Интернета хакерская горячая линия.

Хакерская группировка Lulz Security разместила у себя в Twitter объявление о том, что открывает прием заказов на интернет-атаки по телефону.

Вот дословный перевод сообщения: "Позвони по номеру 614-LULZSEC и выбери цель, а мы ее уничтожим. Никто не устоит против пушки Лулзов, целься за нас, твиттер. Хэш-тег "Огонь".

Внешне – вполне веселая интернет-шутка, если бы не короткая, но яркая биография группировки Lulz Security. За полтора месяца существования – более десятка масштабных атак, в том числе на сайты Sony, Nintendo, телеканала Fox, а также – игровых вселенных Eve Online, Minecraft и League of Legends.

Что удивительнее всего – не побоялись хакеры и госорганов. Взломан сайт Сената США, компании по безопасности, обслуживающей ФБР, DDoS атакой выведен из строя сайт ЦРУ. Причем они настолько уверены в себе, что указанный в "Твиттере" телефон действительно работает.

Несмотря на неоднократные заявления участников самой группировки о том, что всех их атаки – смеха ради, к своей деятельности они относятся вполне серьезно, документируя ее в Twitter и в своеобразных пресс-релизах.

Еще один необычный момент: часть жертв – серверы игровых проектов – выпадают из общей логики боевых действий хакеров. Объяснение все же нашлось. Дело в том, что группировка с некоторых пор находится в жесткой оппозиции с обитателями культового форума, посвященного японской мультипликации и компьютерным играм 4chan. Что в результате вылилось в атаки на сайты нескольких игр, считающихся крайне популярными среди посетителей 4chan.

Несмотря на сложности в установлении истинных мотивов, аналитики едины в своем мнении – Lulz Security не киберпреступники. Просто развлекаются. Но продолжаться до бесконечности это не может, и за шутниками скоро придут представители соответствующих органов.

Не произошло это до сих пор лишь потому, что сейчас ЦРУ и ФБР заняты родительской группой Lulz – "Анонимами". Только за последние дни было арестовано более 30 человек в Англии, Испании и Турции.

* * *

Участвовать в подобных атаках может каждый – особого ума не надо, недаром большая часть задержанных – школьники. Но, за то, что кажется безопасным геройством, придется отвечать. И очень не хочется однажды открыть дверь милиции, которая пришла за твоими детьми, а ведь они, казалось, просто засиделись вчера в Интернете.

Следующий сюжет – пример позитивного отношения к новым технологиям. Очень приятно, когда твои соотечественники придумывают что-то новое, неожиданное.

"Всем привет. Выезжаю от Рубцовской набережной, что увижу – расскажу! Всем спасибо!"

Андрей Василевский каждое утро начинает с голосового сервиса "Телефир". Узнаёт о пробках на своём маршруте от операторов, а вот как их объехать рассказывают уже водители, которые только что были в пробочных местах.

Сервис "Телефир" в Интернете прозвали голосовым Твиттером, потому что сообщения ограничены 10 секундами. Однако, по сути, это – голосовая социальная сеть, которая работает в телефоне в формате радио, и пользователь сам создает контент для этого радио.

Идея подобного сервиса будоражила воображение Андрея Василевского ещё во времена его работы над мобильными приложениями в компании Яндекс. Но создатель "Телефира" понимал, что это должен быть принципиально другой сервис для автомобилистов, для использования которого не нужно держать телефон в руках.

"Классическое мобильное приложение не подходит, потому что для этого нужно телефон держать в руках и что-то в нём делать. Так родилась идея интерфейса в виде голосовых сообщений. Телефоны же и созданы для того, чтобы в них говорить и слушать. А вторая идея – это СВ-радио – более известная как рация дальнобойщиков. "Телефир" с помощью геолокации определяет местоположение телефона и "подтягивает" в канал рядом находящихся пользователей сервиса, которые смогут рассказать о ситуации на дорогах или помочь, если у вас в дороге закончился бензин. Если же водитель делает запрос с Китай-города про ситуацию в Строгино, в работу включаются операторы, которые либо сами ищут нужную информацию, либо транслируют запрос пользователям в Строгино", – поясняет принцип работы "Телефира" создатель этого сервиса Андрей Василевский.

"Неосфера, вам несказанно повезло: поток до Строгина идёт по 75 километров в час. Без особых осложнений".

"Телефир" насчитывает 12 тысяч зарегистрированных пользователей, но многие авторизуются в приложении через Facebook (запрещена в РФ). В сутки через каналы "Телефира" проходит около 100 тысяч сообщений. И не все они посвящены автомобильной теме.

"Она – интересная система, мы, конечно, пытаемся её направлять, но она иногда выходит из-под контроля и начинает жить своей жизнью. Несмотря на то, что мы делаем упор на автомобилистов, а наши операторы помогают пользователям общаться, но находятся люди, и их немало, которые общаются на другие темы. Там есть гики, которые помогают друг другу с настройками телефонов. Но самое интересное – это, конечно, живое общение. Сейчас лето, но вот была весна – пора бурного флирта. Учитывая это, разработчики создали несколько каналов – для автомобилистов, для друзей, обо всём, спасение, подкасты. В одном из таких каналов мы провели эксперимент, из которого стало понятно, что пользователи совершенно по-другому воспринимают сервис", – говорит Андрей Василевский.

"Всем привет. Это программа Вести.net. Мы сейчас делаем сюжет про сервис "Телефир" и хотели бы у знать у вас, пользователей "Телефира", что вам нравится, что не нравится".

"Здравствуйте, Елена. Лучше приезжайте к нам на встречи, вы узнаете подробнее о жизни телефирцев", – сразу же последовал ответ.

"Нравится то, что здесь живое общение без чёрно-белых букв, да и на дорогах помогают наши дорогие операторы", – отозвался ещё один пользователь системы.

"Елена, "Телефир" – это уже стала такая большая семья, которая объединила много людей, и они общаются как родные".

"Благодаря этой программе, приобрели много друзей, реальные встречи".

"Общаемся между разными городами, как будто находимся в одном городе. Это прекрасно и чудесно".

Коллективу нашей программы стартап понравился оригинальностью идеи. Попыткой совместить социальную сеть с голосовым мобильным сервисом, создать площадку для взаимодействия огромной аудитории, каждый день изнывающей в пробках. Но, пока аудитория у "Телефира" маленькая, поэтому трудно предположить, во что он превратится, если в него придёт сто тысяч пользователей, а с ними – спамеры и шутники-пранкеры.

Как с этими хулиганами будут бороться создатели? Не оттолкнет ли пользователей голосовая реклама, с помощью которой собираются монетизировать "Телефир"?

* * *

И еще один пример того, как сетевые технологии изменяют жизнь – причем жизнь целых государств. Скоро Исландию будут называть не только страной гейзеров, но и страной победившего Интернета.

Исландия привлекла к написанию конституции пользователей социальных сетей. Северное островное государство проводит интересный эксперимент. Проект главного закона страны не просто вынесен на всеобщее рассмотрение, исландские власти пошли дальше и призвали граждан принять участие в разработке конституции.

Для этого были созданы специальная группа в Facebook, аккаунт в Twitter, а также канал на YouTube и страница на фотохостинге Flickr. Именно на этих социальных площадках, а не на специально запущенном сайте, жители Исландии, а также все желающие могут оставлять свои комментарии и пожелания относительно проекта новой конституции страны.

И хотя опыт Исландии уже назван первой попыткой использовать такую модель, когда группа несвязанных между собой людей совместно трудится над решением одной проблемы, авторы проекта считают это не совсем верным.

"Просто для разъяснения. Этап, на котором мы сейчас находимся, лучше назвать упражнением в открытой демократии и прозрачности, а не краудсорсингом", – отмечается на странице проекта в сети Facebook.

Для участия в проекте было вначале отобрано 950 граждан страны, из которых потом было выбрано 25 человек. Именно эта команда и занимается сейчас взаимодействием с интернет-пользователями в соцсетях. Пожелания комментаторов, безусловно, будут учитываться, но это не значит, что те или иные статьи конституции будут написаны полностью под диктовку сетевой общественности страны.

* * *

Как говорится на телевидении, к российским новостям. Хроники жизни самой популярной российской соцсети – "ВКонтакте". На этой неделе вокруг "Контакта" было много шума: когда выяснилось, что одна из групп сети стала всероссийским центром списывания ЕГЭ. Рособрнадзор пообещал подать на "ВКонтакте" в суд, что выглядит малореальным. Рельностью же может стать следующее – контроль на наличие гаджетов перед экзаменационной аудиторией, с одной стороны, – и возможный мониторинг чиновниками сообществ, посвященных ЕГЭ, – с другой. Впрочем, нас гораздо больше заинтересовала другая новость от "ВКонтакте".

"ВКонтакте" переезжает. Через месяц пользователям для того, чтобы попасть на страницу крупнейшей соцсети Рунета, нужно будет набрать в строке браузера адрес vk.com. Старый адрес vkontakte.ru сохранится лишь для перенаправления на новый домен.

"До текущего момента у нас было две версии – российская vkontakte.ru и международная vk.com, – объясняет руководитель пресс-службы "ВКонтакте" Владислав Цыплухин. – Нам приходилось постоянно поддерживать обе версии. Если что-то появлялось на сервисе vkontakte.ru, нам приходилось его дорабатывать и для vk.com. Мы решили всё соединить в одну сущность на удобном красивом домене, который понятен не только иностранцам, но и удобен для использования на мобильных устройствах".

Однако, это официальная версия. Есть и другая версия, носящая конспирологический характер: переехав из зоны .Ru в западную .Com, "ВКонтакте" пытается таким образом уйти из сферы влияния российского законодательства.

"Все домыслы журналистов, что переход на новый домен – это попытка "ВКонтакте" уйти от законов Российской Федерации, они не верны, потому что все компания, все дата-центры остаются в России. И, кроме того, мы сейчас под Петербургом строим новый дата-центр, который, по нашим прогнозам, будет крупнейшим в Восточной Европе", – говорит Цыплухин.

Есть и ещё один тонкий момент, связанный с переездом. Официально прописавшись в западном Интернете, "ВКонтакте" может привлечь более пристальное внимание со стороны западных же владельцев информации, чьи материалы часто незаконно размещаются в соцсети. На это представители "ВКонтакте" замечают, что уже сегодня сотрудничают с представителями крупных компаний и по их требованию удаляют спорную информацию.

Так или иначе, но западный мониторинг "ВКонтакте" в идеале может превратить его из хранилища пиратской информации в легальный – и очень большой – бизнес. Если представить себе, что соцсеть договорится с компаниями, то она вполне сможет предоставлять услуги потокового проигрывания музыки, плеер у нее и сейчас, наверное, лучший на рынке. Правда, эта бизнес-модель вряд ли будет бесплатной, а пользователи "ВКонтакте" к этому не привыкли.

* * *

На прошедшей неделе Mail.Ru Group, впервые с момента приобретения ICQ, собрал журналистов на пресс-конференцию, посвященную этому интернет-мессенджеру. Было продемонстрировано, что новый собственник развитие ICQ не забросил и представляет результаты своего труда:

"ICQ on-site – это веб-продукт, он запускается в браузере, но его принципиальное отличие от web-ICQ нашей или от продуктов конкурентов – в том, что он может быть установлен совершенно на любой сайт, соершенно необязательно имеющий какое-то отношение к ICQ или Mail.Ru Group. Любой сайт, включая наших конкурентов, может установить у себя ICQ on-site, дав своим пользователям возможность у себя общаться", – рассазывает руководитель проекта ICQ Александр Горный.

Как считает Mail.Ru Group, это поможет бизнесу сайтов трех типов: контентного, то есть – новостных, блогов, афиш и энциклопедий – да, наверное, и видео-хостинги не откажутся удержать у себя таким образом аудиторию. Вторая группа – сайты интернет-коммерции: аукционы и магазины, где часто присутствуют ICQ -консультанты. И третья группа – ресурсы малого и среднего бизнеса, которым нужен корпоративный мессенджер.

"С точки зрения технологии ICQ on-site реализован на HTML 5, соответственно, им можно пользоваться с любого современного браузера, включая браузеры мобильных устройств – iPhone, Android – совершенно любого", – продолжает Александр Горный.

Нам показалось, что такое web-ICQ слишком уж простое – нельзя даже скрыть контакты, находящиеся в оффлайне, – но работает и весьма быстро. Уже после пресс-конференции удалось выяснить несколько интересных вещей. Во-первых, общее количество пользователей ICQ, которое еще в декабре оценивали в 42 миллиона, сократили до 33: вычли спам-ботов, которых, как видим, четверть. Дальнейшая борьба со спамом в ICQ ведется пока только в самой программе-клиенте – серверные фильтры все еще в разработке, а значит, пользователи "неродных" клиентов по-прежнему будут получать сообщения от спаммеров.

И – да, на презентации я сфотграфировал код, которым ICQ on-site встраивается в ресурс, но он оказался неполной болванкой. Для каждого сайта в Mail.Ru выдадут уникальный идентификатор, и получить его можно, отправив заявку вот по этому адресу: icq_partners@corp.mail.ru.