Еженедельная программа Вести.net от 9 июля 2011 года

Читать Вести в MAX
Привет, планета, это программа Вести.net. Несмотря на пору отпусков, IT-индустрия никак не успокоится и продолжает выкатывать один громкий сервис за другим. Лидеры соревнования этой недели – Google и Facebook (запрещена в РФ). Не разошлись еще круги после старта Google+, а Facebook уже наносит ответный удар.

Привет, планета, это программа Вести.net. Мы по-прежнему с вами, несмотря на жару, духоту и то, что началась пора отпусков. Впрочем, IT-индустрия никак не успокоится и вместо каникул продолжает выкатывать один громкий сервис за другим. Лидеры социалистического..., то есть, социального соревнования этой недели – Google и Facebook (запрещена в РФ). Не разошлись еще круги после старта Google+, а Facebook уже наносит ответный удар.

Facebook на своей конференции в Пало-Альто представил сразу несколько обновлений, а Марк Цукерберг рассказал о своём отношении к Google+. Интрига этого мероприятия держалась больше недели – Цукерберг объявил, что намерен показать нечто удивительное, и все профильные издания принялись гадать, что же это может быть.

А имелись в виду три вещи: новый дизайн чата, возможность группового чата и, главное, сотрудничество со Skype и возможность проведения видеозвонков прямо в социальной сети. Теперь для того, чтобы поговорить по Skype, вовсе не обязательно ставить клиент программы. Достаточно нажать на несколько кнопок в интерфейсе Facebook.

Это выглядит так: вначале выбираем партнёра для чата, заходим на его страницу, потом нажимаем на значок видеозвонка, скачиваем небольшой плагин, и можно общаться. Естественно, при наличии веб-камеры.

Услуга абсолютно бесплатная. Впрочем, Skype, передав Facebook свою технологию видеосвязи, в то же время, видимо, попытался обезопасить и собственный бизнес – звонки можно совершать только внутри соцсети. Позвонить из Facebook стороннему пользователю Skype нельзя. Возможно, эта функция и появится в будущем, но уже в разделе платных.

Как заявил глава Skype Тони Бейтс, выступая на конференции Facebook, компании обсуждают условия предоставления платных услуг телефонии, например, группового видеочата, который на настоящий момент в Facebook отсутствует.

А вот у Google, который с 28 июня стал прямым конкурентом Facebook, запустив соцсеть Google+, групповые видеозвонки есть, и для этого используется сервис Hangouts. Ну а возможность индивидуального видеочата появилась в Google ещё задолго до "плюса" – в почте Gmail она работает уже с 2008 года. Естественно, на конференции столь горячую тему, как социальные успехи Google, стороной не обошли. Один из журналистов прямо спросил Цукерберга, что тот думает о Google+. Ответ был уклончивым, но весьма прозрачным.

"У меня пока нет твердого мнения о Google+, я провёл там совсем немного времени. Но, как я уже и говорил, за последние 5 лет мы собирали людей в социальной сети. В следующие пять лет, имея в активе мощную социальную инфраструктуру, мы будем работать над её наполнением приложениями и сервисами. Думаю, в ближайшее время во всех социальных сетях появятся видеозвонки и так далее. Это не уникальные технологии. В будущем каждое приложение будет социальным. Поэтому главное – это социальная инфраструктура", – подчеркнул Марк Цукерберг.

А в этом, как известно, Facebook нет равных. На конференции Цукерберг официально подтвердил, что число активных пользователей соцсети достигло 750 миллионов. Ежедневно пользователи создают на страницах Facebook более 4 миллиардов, как выразился Цукерберг, "вещей", будь то фотографии, ссылки или комментарии. Такими цифрами не может похвастаться больше ни одна социальная сеть, и вряд ли сможет в ближайшую пятилетку.

Впрочем, основатель MySpace Том Андерсон напомнил, как быстро вещи могут меняться местами в мире IT. В 2007 году MySpace тоже вёл переговоры со Skype, а видеочат появился в социальной сети ещё в 2004 году. Теперь же MySpace на грани банкротства.

*** ***

После этого анонса в IT-прессе дискуссия развернулась в основном вокруг того, удалось ли Facebook переплюнуть Hang Out – так называется видеоконференция в Google+, в которой могут участвовать до 10 человек.

И тут давайте вернемся к замечанию Андерсона о том, что в MySpace видеозвонки были семь лет назад, а толку-то: где тот MySpace? Есть они сейчас и в "Одноклассниках", например, и в Gmail. Шумихи никакой это не вызывает. Дело в том, что использование видеосвязи оказалось не настолько нужно человечеству, как о том думали писатели-фантасты. Аудиозвонок куда меньше нарушает твою приватность: не нужно думать, как ты сейчас выглядишь, что является фоном, и так далее. В результате, видеообщение в массе своей обслуживает дела семейные: родители хотят посмотреть на детей, а бабушки и дедушки – на внуков, что признают и сами скайповцы. "Классический пример использования Skype – старшее поколение разговаривает со внуками. Кто-то в отъезде, издалека, возможно, проходя службу в армии, пытается таким образом воссоединится с любимыми. Вот смысл Skype", – рассказывает гендиректор сервиса Тони Бейтс.

И еще одно. По словам Бэйтса, в месяц Skype обслуживает 300 миллионов минут видеозвонков, при общей аудитории сервиса в 600 миллионов – по 30 секунд на человека. В общем, не такая уж востребованная функция – пока. В этой схватке Facebook и Google гораздо интереснее, сумеет ли поисковик сделать собственную социальную платформу, по крайней мере, такой же привлекательной, как сеть Цукерберга. И более всего это интересует самого Цукерберга.

Google+ продолжает волновать Интернет. Интерес к нему настолько велик, что даже сам Марк Цукерберг, создатель и глава основного конкурента "плюса" – Facebook, зарегистрировался в соцсети Google не под псевдонимом, а под своим настоящим именем. Более того, его аккаунт в Google+ стал самым популярным, опередив даже страницы создателей Google, а также множества знаменитостей, которые тоже зарегистрировались в Google. У Цукерберга больше 21 тысячи читателей. У Ларри Пейджа, а он на втором месте, почти 15 тысяч. Остальные места в первой десятке распределили между собой журналисты портала TechCrunch.

Робкие предположения о том, что аккаунт Цукерберга поддельный, разбил сам Цукерберг. Одному из самых популярных в США IT-журналистов Роберту Скобблу он заявил, что не понимает, почему все так удивляются тому, что у него есть страница в Google+.

На руку Google неожиданно сыграли и инженеры Facebook. Они написали неофициальный плагин для социальной сети, который позволяет сортировать друзей по группам, аналогично системе Google Circles. Напомним, её суть в том, что, в отличие от Facebook, в Google+ просто добавить друга нельзя — его сразу нужно определить в тематический круг общения. Сообщения также не отправляются всем и сразу, а только определенному кругу, у каждого из которых есть свои настройки приватности. Это гугловское ноу-хау и позаимствовали для Facebook, правда, пока неофициально. Но факт есть факт, теперь, отчасти, Facebook подражает Google.

Ещё один серьёзный удар по Facebook – приложение, которое позволяет автоматически экспортировать друзей из Facebook в Google+. Это расширение для браузера Chrome. Напомним, Facebook не предусматривает экспорт контактов и запрещает автоматический сбор этих данных, так что программа, по сути, хакерская. Предыдущее аналогичное приложение было заблокировано на Facebook. Нынешнее пока доступно, и всего за 4 дня его скачали более 17 тысяч человек. В Google+, кстати, экспорт контактов предусмотрен.

И главное. Несмотря на то, что пока Google+ находится в стадии тестирования, на нём уже завели аккаунты более 400 тысяч человек. Это при том, что регистрация возможна только по приглашению. Впрочем, как сообщает российский портал roem.ru, периодически регистрация на короткое время становится свободной. Это заметили сами пользователи. Сколько народу успевает пролезать в эти "дырки в заборе" – неизвестно. Также остаётся только гадать, сколько людей бросится регистрироваться в Google+ после официального открытия.

Кстати, с растущей популярностью Google+ связывают и ещё одну новость – компания отключила так называемый Realtime Search – сервис, который отображает то, что в данный момент пишут об объекте поиска в микроблоге Twitter. Закрытие сервиса, как говорят в Google, временное. Просто у компании истёк двухлетний договор с Twitter, и компания явно не торопится его продлевать, так как у неё теперь есть собственный источник оперативной пользовательской реакции – Google+. Вероятно, функцию Twitter в Realtime Search частично или полностью возложат на него.

В любом случае, даже если Twitter продолжит сотрудничество с Google, последний явно захочет платить за услуги микроблога меньше.

*** ***

Первым результатом посиделок Цукерберга в Google+ стало то, что приложение для экспорта контактов из Facebook запретили. А один из директоров соцсети, также зарегистрировавшийся в "Плюсе" прямо обратился к пользователям: мол, говорите, что вам нравится, мы это воплотим у себя. Впрочем, Google не привыкать. Как подсчитали на портале TechCrunch, поисковик ведет сейчас войну сразу на 6 фронтах: от рынка мобильных устройств и до офисных приложений. Среди соперников – и Apple, и Microsoft, Amazon, Facebook. И вот – новости с еще одного из этих театров боевых действий.

Один из самых популярных в США видеосайтов Hulu стал привлекательным товаром, за который схватились сразу несколько крупных интернет и телекоммуникационных компаний. Слухи о том, что руководство видеосервиса ведёт переговоры о продаже, появились ещё две недели назад. Но тогда речь шла лишь об одном заинтересованном покупателе – компании Yahoo!. Источники Los Angeles Times утверждают, что сейчас переговоры ведутся также с Google и с Microsoft. И, похоже, битва за ресурс будет не шуточная. Слишком уж лакомый кусок.

Hulu представляет из себя онлайн-кинотеатр, через него распространяются как бесплатные, так и платные профессиональные материалы. Сейчас ресурс доступен только жителям Соединённых Штатов, но в перспективе планируется выход на международный рынок.

Интересно, что в 2008 году, когда видеопортал Hulu только запускался, его появлению радовались все правообладатели, так как уровень сетевого пиратства в стране снизился почти на 60%. Сейчас, по данным Comscore, онлайн-места перед экраном занимают 28 миллионов зрителей ежемесячно. Кроме того, на портале уже размещаются более 600 рекламодателей, среди которых McDonald's, Toyota, Johnson&Johnson. В текущем году, по прогнозам, оборот Hulu составит $500 миллионов. Сумма сделки (даже предполагаемая) пока не называется.

*** ***

Раз уж зашла речь о правообладателях и сетевом пиратстве, нельзя не вспомнить громкой скандал прошлой недели. Конечно же, с участием "ВКонтакте".

Целая волна откликов поднялась в Интернете после поворота в ходе судебного разбирательства между "ВКонтакте" и Gala Records. Крупнейшая российская соцсеть предложила привлечь к ответственности своих пользователей за размещение пиратского контента и передала звукозаписывающей компании данные об IP-адресах нарушителей.

Напомним, что прошлой осенью Gala Records подала к "ВКонтакте" два иска: один по песням певицы Максим, второй – по композициям группы Infinity. Эти дела были затем объединены в одно. Изначально речь шла о компенсации в 660 тысяч рублей, но сейчас сумма выросла вдвое – 1 миллион 150 тысяч рублей. Основная линия защиты соцсети строится на том, что ресурс не несёт никакой ответственности за действия пользователей. Ничего оригинального в такой позиции нет, её также использует YouTube и другие видеохостинги и музыкальные сервисы. И "ВКонтакте" её придерживается уже давно.

В прошлом году глава ресурса Павел Дуров подписал открытое письмо от "главных кнопок" Рунета, в котором было предложено переложить ответственность за размещение пиратского контента на пользователей. Поэтому не удивительно, что "ВКонтакте" спокойно выдал правообладателю IP-адреса пользователей.

"Уникальность ситуации заключается в том, что Gala Records пыталась доказать суду, что это администрация "ВКонтакте" загрузила на сайт эти треки. Нам пришлось доказать, что это не так. Никаких других данных больше мы им не передавали. И мы до сих пор предлагаем Gala Records решить все проблемы до суда. Но они настаивают на том, что мы должны ещё и обратиться к мобильным операторам, чтобы по мобильным телефонам получить паспортные данныепользователей. Но мы этого делать не собираемся", – пояснил пресс-секретарь "ВКонтакте" Владимир Цыплухин.

Аккаунты "ВКонтакте" привязаны к номерам мобильных телефонов, по ним можно установить личность пользователя. Но как уже было заявлено, соцсеть на это не пойдёт, иначе это будет нарушением закона “О защите персональных данных”.

Gala Records такой вариант не устраивает, так как установить личности пользователей по IP-адресам практически невозможно. Можно найти только компьютер, но за ним мог сидеть кто угодно. Так что пока к пользователям у Gala Records нет претензий, но здесь не исключают, что иск в результате может повернуться и против них. "Мы считаем, что ответственность несёт ресурс. Если ресурс считает, что виноваты пользователи, то, соответственно, ресурс должен доказать наличие вины пользователей в размещении фонограмм. Сами мы не планируем пока предъявления каких-либо претензий к пользователям, но... как решит суд, насколько суд будет готов дальше рассматривать именно этот аспект проблемы", – отмечает заместитель генерального директора Gala Records Ольга Ким.

Соль ситуации в следующем: в прошлом году, когда глава компании "Амедиа" Александр Акопов объявил войну "ВКонтакте", менеджмент соцсети активно поддерживал кампанию пользователей "Мы не пираты и не воры". Сейчас, учитывая выдачу IP-адресов пользователей, ситуация изменилась. И многие пользователи могут почувствовать себя преданными.

С другой стороны, это первый шаг социальной сети привести свои действия в соответствие с законодательством, что очень важно для "ВКонтакте" перед переходом на домен vk.com и выходом на IPO, слухи о котором уже месяц ходят по Рунету.

*** ***

От драм внутрироссийских – к международным. В конце 90-х безусловным лидером на рынке мобильных устройств, которые тогда назывались КПК, карманные персональные компьютеры, была американская фирма Palm. Я, к примеру, именно на Palm и стал читать электронные книжки лет 13 назад. В России КПК тогда было мало: в автобусе или вагоне метро человек с таким гаджетом попадался раз в неделю, не чаще. А в США Palm был на пике моды. Дожил он и до эпохи планшетов, но от былой славы ничего не осталось.

Джон Рубинштейн, глава мобильного подразделения HP, компании Palm, встал на защиту от критиков своего детища, планшета TouchPad на системе WebOS. Таблетка вышла на рынок первого июля, на тот момент уже имея "в нагрузку" десятки не слишком лицеприятных отзывов от авторитетных изданий. Рубинштейн же обратился к своим подчиненным с коротким письмом, в котором призвал не падать духом. По его словам, истинное лицо планшета разглядеть удалось немногим. Например, по мнению Рубинштейна, это сумел сделать журналист Дэвид Пог из "Нью-Йорк Таймс", который отметил в TouchPad "признаки величия". Напоследок тезис "первый блин комом" Рубинштейн подтвердил цитатами из обзоров Mac OS X десятилетней давности: "система вялая", "недостаточно качественных приложений" – ровно те же претензии сейчас предъявляют планшету от HP.

По мнению Рубинштейна, если у Apple получилось пробиться сквозь ряды скептиков, то получится и у HP. Отметим, что сам Рубинштейн – выходец из Apple. Он руководил разработками iPod в те далекие времена, когда в компании только задумывались об iPhone.

На самом деле, нельзя сказать, что TouchPad на рынке восприняли негативно. Его скорее не заметили. Для рынка планшетов он не является чем-то новым и, в общем, ничем не примечателен, кроме своей операционной системы – WebOS. Эта система до 2010 года существовала под брендом Palm. Компания пыталась развивать ее и даже заявляла о намерении потеснить на рынке iPhone. Однако планы провалились, и в начале прошлого года Palm был куплен HP.

Собственно, операционка WebOS и явилась главным стимулом для HP при покупке Palm. Под крылом HP в Palm занялись ее доработкой. И за год выдали версию для планшетов. Внешне WebOS осталась прежней – просто немного выросла под размеры таблетки. Ее главное отличие от конкурентов – патентованный "карточный" интерфейс. Все запущенные приложения, активные и неактивные, отображаются в виде иконок в верхней части экрана. Их можно активизировать касанием или закрыть, "выбросив" жестом за пределы экрана.

В целом, во всех обзорах TouchPad отмечается, что система интересна и удобна, но аппарат, на который она установлена, не выдерживает критики. Он толстый и массивный – тяжелее и толще всех конкурентов, от iPad до Motorola Xoom – при этом "железо" имеет довольно слабое и работает заметно медленнее "одноклассников". Неприятной новостью стала и цена устройства – 500 долларов за 16 гигабайт памяти и 600 – за 32 гигабайта.

Впрочем, то, что пока не получилось у HP, возможно, получится у других. Компания намерена лицензировать и продавать свою операционку WebOS сторонним разработчикам. По слухам, одним из первых покупателей готов выступить Samsung, который планирует производство альтернативной линейки смартфонов и планшетов, работающих не на Android.

*** ***

И еще одна громкая новость. Главный российский интернет-инвестор, Юрий Мильнер, через свой фонд DST прикупил немножко "Твиттера" – сервис микроблогов получит 400 миллионов долларов за 5% акций. Если учесть, что годовой доход "Твиттера" 200 миллионов, и он до сих пор не вышел на самоокупаемость, все аналитики вновь заговорили об интернет-пузыре. С другой стороны, два года назад Мильнер купил 10% Facebook, когда соцсеть оценивали в 10 миллиардов, а сейчас ее капитализация выросла в 8 раз.

Российский фонд DST собирается инвестировать в сервис микроблогов Twitter. Компания может привлечь 400 миллионов долларов при оценке ее общей стоимости в 8 миллиардов.

По данным The New York Times, новый раунд получения инвестиций будет разделен на два этапа, и возглавит его фонд Юрия Мильнера. Также в нем будут участвовать фонды, уже являющиеся инвесторами сервиса Twitter. В московском представительстве DST отказались комментировать эту информацию. Это, однако, не отменяет заинтересованности российского фонда в сервисе микроблогов. В конце прошлого года СМИ сообщали о том, что фонд намерен вложить некоторую сумму в Twitter, однако сделка так и не состоялась. О том, что тогда произошло между компаниями, пытался узнать и Майкл Аррингтон, главный редактор онлайн-издания Techcrunch.

Однако представители Twitter отказались от комментариев. По мнению аналитиков, интернет-сервис не должен испытывать недостатка в предложениях инвесторов. На сегодняшний день – это одна из быстрорастущих и популярных интернет-компаний мира. При этом в отличие от других компаний из списка быстрорастущих – Groupon и Zynga, – Twitter не планирует в ближайшее время выходить на биржу.

По подсчетам Рори Мейера, аналитика компании Hudson Square, сервис микроблогов зарабатывает около 200 миллионов долларов в год на онлайн-рекламе и уже приближается к точке безубыточности. Но при таких финансовых показателях, отмечает аналитик, оценку общей стоимости компании в 8 миллиардов долларов трудно назвать оправданной. Станет ли "Твиттер" очередным интернет-пузырем, сказать сложно.

Перед глазами пример Facebook. Два года назад Мильнер купил 10% акций этой социальной сети, которую тогда оценивали в 10 миллиардов, сейчас, по подсчетам издания "Ведомости", капитализация компании Цукерберга выросла в восемь раз.

Возможен ли подобный рост для сервиса микроблогов – вопрос времени. Но то, что "Твиттер" – это больше не игрушка, а настоящий инструмент для дела и политики, продемонстрировал на этой неделе президент США Барак Обама. Он впервые за четыре года существования его странички в "Твиттере" поговорил со своими подписчиками.

О возможности общения с главой США стало известно 30 июня, и с этого момента любой желающий мог отправить в сервис вопрос президенту с ключевым словом AskObama. И почти за неделю пользователи написали несколько тысяч вопросов на самые разные темы, начиная от безработицы и заканчивая легализацией марихуаны. Обама ответил на 18 из них.

Виртуально-реальная беседа президента проходила в Белом Доме в присутствии зрителей. Ведущим встречи был Джек Дорси, сооснователь Twitter. Вопросы выводились на экран, после чего Обама на них отвечал устно, а его пресс-служба тут же писала ответ.

В конце июня микроблог президента США перешел в "предвыборный режим". Такое общение с микроблогерами – это один из первых шагов кампании. Интересно, что в 2007 году именно команда предвыборного штаба создала блог Бараку Обаме в "Твиттере". За четыре года на страничку президента подписалось более 9 миллионов пользователей.

*** ***

Тем, кто досмотрел, – печенье от нашей стороны. Фишка недели. Я прощаюсь с вами еще на неделю, впрочем, по будним дням выходит короткая новостная версия Вести.net. Ждем от вас в "Твиттере" варианты на фишку недели. На этом все. Планета, пока!