Доказать принадлежность шельфа Северного Ледовитого океана России сложно. Об этом в эфире программы "Мнение" на "России 24", посвященной вопросу борьбы за богатства Арктики, сказал герой России, заведующий лабораторией глубоководных аппаратов Института океанологии им. Ширшова Анатолий Сагалевич.

За арктические территории предстоит серьезная борьба, уверены эксперты. Если Россия сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, то до 60% арктической акватории будет признано за нашей страной. Это предусматривает Конвенция ООН по морскому праву. Однако есть и другие желающие. Арктика – новая "холодная война" и "горячая точка" 21 века. Об этом рассуждали гости программы "Мнение" на канале "Россия 24", и среди них герой России, заведующий лабораторией глубоководных аппаратов Института океанологии им. Ширшова Анатолий Сагалевич.

"Это была одна точка, которую мы исследовали, – рассказывает Сагалевич. – Большая часть Арктики находится подо льдом. И конечно, то, что мы сделали, было очень важно. Мы впервые увидели дно Северного ледовитого океана собственными глазами на глубине 4 тысячи метров – подо льдом. Это очень важно с точки зрения будущих исследований. Мы спустились на дно, практически в научной лаборатории. У нас там есть и система измерительных датчиков, и пробосборники разного типа. Мы можем автономно ходить. И недаром в то время ведущие страны, которые претендуют на приоритет в Арктике, заволновались".

По словам ученого, с точки зрения определения, является ли та точка, в которой было погружение, продолжением хребта Ломоносова, или нет – сказать сложно. "Мы, конечно, взяли пробы. Были проведены лабораторные анализы. Но дело в том, что одна точка ничего не дает, – отмечает Сагалевич. – Конечно, у нас были и технические сложности. Это был наш первый опыт. Это было как первый полет в космос. И так же это было оценено американским специалистами-подводниками".

"А для того, чтобы оценить запасы, чтобы оценить, есть ли там продолжение хребта Ломоносова, или нет, нужны масштабные исследования. С постановкой станций – донных и притопленных. С телеуправляемыми и обитаемыми аппаратами. И, конечно, нужна геофизика, чтобы исследовать структуру дна – есть там продолжение хребта, или нет", – заключает Сагалевич.