Заголовок в "Комсомольской правде" - "Половина доходов страны оседает в карманах коррупционеров". Нормальный заголовок для статьи о взятках, которые еще модно называть по-научному "административной рентой".

И снова о газетах. Андрей Светенко - автор рубрики "Антипечать" на радио "Вести ФМ" - с очередным обзором газетных публикаций.

Заголовок в "Комсомольской правде" - "Половина доходов страны оседает в карманах коррупционеров". Нормальный заголовок для статьи о взятках, которые еще модно называть по-научному "административной рентой". Но первая же фраза самой статьи заставляет усомниться, об этом ли пойдет речь. "По данным экспертов, 48 процентов нашей экономики находится в тени". Стоп. Теневая экономика - это по каким-либо причинам запрещенная законом хозяйственная и торговая деятельность. Скажем, производство спиртного в стране, где объявлен "сухой закон". Подпольный пошив одежды на фабричном оборудовании в советские времена. Торговля из-под полы, без лицензии. В любом случае, теневая экономика - это то, что уведено от уплаты налогов. Но речь при этом всегда идет о производстве чего-либо. А статья в "Комсомолке" о другом - о том, что на каждом шагу от яслей - и через университет - до суда надо давать чиновнику взятку.

Газета просто пытается обрисовать масштабы коррупционного рынка. И трудно понять, что она имеет в виду, когда сообщает: "Оборот "грязных денег" в сфере образования таков: до 80 процентов средств - теневые". Какие такие средства "обращаются в системе образования"? Можно подумать, что на взятки, полученные при поступлении в ВУЗ, ВУЗы закупают оборудование или организуют учебный процесс. Также как и в других сферах - это все оседает в кармане взяткобрателя. Ни в какой продукт не обращается. Поэтому сравнение масштабов коррупции с объемом ВВП - вещь чисто умозрительная. Именно что для сравнения.

А у газеты получается, что "в тени находится 50 процентов ВВП". Следуя этой логике, газета могла бы предложить радикальный способ решения проблемы. Обложить взятку налогом в законодательном порядке и тем самым вести коррупцию из тени, коль скоро она считает взятку теневой хозяйственной деятельностью. Но "Комсомолка" предлагает совсем другое. Во-первых, ввести закон "О защите тех сотрудников правоохранительных органов, которые заявили об известных им фактах коррупции среди своих коллег, и, во-вторых, ввести онлайн-трансляции из высших судебных инстанций".

Это все, конечно, разумно и даже остроумно. Но это если говорить о коррупции в социальном, а отнюдь не экономическом разрезе. Который в данном случае, действительно, должен оставаться в тени.