Тема:

Финансовый кризис в мире 8 месяцев назад

Баррель набирает вес

Тем, кто поставил на рост нефтяных цен, к концу года удалось неплохо заработать. Котировки превысили отметку в 90 долларов за баррель. Ожидания на 2011 год – больше 100 долларов.

Тем, кто поставил на рост нефтяных цен, к концу года удалось неплохо заработать. Котировки превысили отметку в 90 долларов за баррель. Ожидания на 2011 год – больше 100 долларов.

Сырье, валюта и процентные ставки пересекаются в точке, заданной мировыми монетарными властями.

"Экономике все еще необходима поддержка в виде мягкой монетарной политики". Эта фраза главы Федеральной резервной системы Америки – и графики меняют цвет на глазах у возбужденных биржевиков. Доллар – в красном, нефть – в зеленом. Намек понятен: печатный станок на полном ходу, процентные ставки почти нулевые, такими и останутся. Значит, американские банки накормят дешевым долларом, который надо куда-то пристроить. Можно в экономику, но это не скоро окупится. Можно на биржу: нефть в феврале торгуется по 70, в марте – по 85 долларов.

"Я в крайней степени рассержен происходящими событиями. У нас уйдут годы для того, чтобы устранить последствия", – заявил американский президент про Мексиканский залив. 20 апреля там произошла авария на нефтяной платформе "Бритиш петролеум". Черное пятно – на воде, репутации нефтяников и будущем американской нефтедобычи. На глубоководное бурение в США наложен мораторий. Казалось, это причина для роста цен, но ненадолго – всего на неделю. Ученые еще спорят о масштабах катастрофы, а биржевые торговцы уже продают контракты.

Страны PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания) подложили свинью нефтяному рынку. Долги – в 112% ВВП. Дыра в бюджете составляет 13%. Греция из этой четверки – главный нарушитель спокойствия единой Европы. Побив все рекорды бюджетного дефицита, сильно задолжав партнерам, Афины могут обрушить зону евро. Казначей Георгиос Папаконстантину под выкрики бастующих рапортует об успехах: "За пять месяцев мы сократили дефицит бюджета на 40%, реформы идут полным ходом".

Сырьевые рынки смущенно краснеют. Минус 20 долларов, и отметка в 60. Нефть меняют на американские деньги. Доллар резервная валюта, и для спекулянтов это защитный актив. Да и как не расстаться с баррелем, если в Китае – втором после США покупателе нефти – закручивают гайки.

4 триллиона юаней выделены на спасение от кризиса. Раздав деньги, дверь в казну притворили, чтобы не перегреть экономику, и пообещали поднять ключевую процентную ставку – стоимость займов. Экономический рост КНР замедлится, значит, потребление нефти упадет, решили биржевики. "Китайская история" помогла баррелю скинуть летом 5-6 долларов. Ставку Народного Банка изменили только осенью.

И снова в игру вступает Америка. Порция обнадеживающей статистики: во втором и третьем кварталах экономика росла лучше прогнозов; уверения в прочности печатного станка, мягкости денежного курса – и осенний нефтяной рынок в летних зеленых красках. Вверх к отметке 90 и выше – почти без остановок до самого нового года.

Организация стран-экспортеров нефти тоже пытается управлять рыночной стратегией. Пока все устраивает – 90 долларов в ОПЕК признали комфортной ценой. Но если баррель перешагнет за сотню, квоты на добычу увеличат, чтобы сохранить баланс спроса и предложения. Впрочем, картель контролировал рынок до кризиса. Теперь, похоже, шейхи биржевым спекулянтам не указ. Нефть из сырья превратилась в валюту. Были бы деньги, а повод для спекуляций всегда найдется.