Храм XVII века "переедет" в московский музей-заповедник

В музее деревянного зодчества в Коломенском завершается реставрация храма XVII века. Изначально церковь Святого Георгия датировали концом XIX века. Но даже "молодой" возраст позволял считать деревянный храм в Архангельской области памятником, достойным переноса в столичный музей-заповедник.

В музее деревянного зодчества в Коломенском завершается реставрация храма XVII века.

Изначально церковь Святого Георгия датировали концом XIX века. Даже относительно молодой возраст позволял считать заброшенный деревянный храм в Архангельской области памятником, достойным переноса в столичный музей-заповедник. И лишь при тщательном изучении церкви стало ясно – она старше на двести лет. Точный год освящения – 1685-й – удалось определить, разобрав стертые надписи на верхнем четверике (Прим.ред.: В русской архитектуре – составная часть ярусных храмов).

"Собственно, искажения все произошли от того, что не было галереи, когда мы пришли, и была пристроена трапезная. Вот трапезная поздняя, это было сразу ясно. Ее сейчас убрали. Сразу стал виден облик XVII века, какой она строилась. И поэтому хорошая сохранность всех этих следов на памятнике позволяет ее достаточно уверенно восстанавливать на XVII век", – рассказывает директор реставрационной фирмы Марина Ефимцова.

Разборка, переезд и последующая сборка заняли три года. Примерно столько же времени ушло на "протезирование" – ремонт древних бревен с использованием новых вставок. Подгонка сруба – работа почти ювелирная. Правда, до определенного этапа.

Многие детали пришлось заменить целиком. Свежая древесина пока смотрится гораздо светлее, но со временем станет неотличимой по цвету. Недостающие элементы конструкции восстанавливают по технологии 300-летней давности.

"Скобель – для того, чтобы скоблить детали. Это деталь крыши. Применялся он в XVII-XVIII веках вместо рубанка", – объясняет реставратор Андрей Богомолов.

И все же главный плотницкий инструмент тех времен – кованый топор. Вот так из прямой доски несколькими ударами вырубается лемех – изогнутый элемент кровли. Десятки резных деревянных чешуек украшают главки, барабаны и бочки. А под наборным осиновым декором – непременный слой традиционной березовой гидроизоляции.

"Это сейчас используют рубероид. А раньше береста служила изоляцией. И обязательно береста зашивалась вот такими гвоздями, тоже с прокладкой бересты", – показывает прораб Денис Немчинов.

Вместе с самим храмом экспонатом будущего музея станет его роспись, которая моложе на целых два столетия. Изображения евангелистов, херувимов и святого духа нанесены поверх штукатурки. В XIX веке интерьеры многих деревянных церквей было принято переделывать "под камень".

"Это называлось "благолепным обновлением", – говорит архитектор-реставратор Игорь Шургин. – И в данном случае в первой половине 1890-х годов, точную дату пока установить не удалось, был сделан подшивной потолок сводчатый. И по нему, по дранке он оштукатурен, и сделана вот эта вот роспись. Видимо, каким-то профессиональным художником, по образцам академической живописи".

Реставрацию церкви планируется завершить ко Дню города. Большую часть времени она будет оставаться музеем. Но раз в год 6 мая – в день небесного покровителя Святого Георгия – здесь будут проходить богослужения.