Любой наблюдательный дачник может сам определить экономическую ситуацию в стране, вывести так называемый "картофельный индекс". Чем больше сажают соседи картошки, тем хуже обстоят дела. Если бы аналитики были столь же наблюдательны, то для многих кризис не был бы таким сюрпризом.

Любой наблюдательный дачник может сам определить экономическую ситуацию в стране, вывести так называемый "картофельный индекс". Чем больше сажают соседи картошки, тем хуже обстоят дела. Если бы аналитики и финансовые обозреватели были столь же наблюдательны, то для многих кризис и его преддверие не были бы таким сюрпризом.

Пятница вечер. Все дороги в Московскую область стоят. Для летнего дачного сезона привычная история. Немного нервов и терпения, и вы уже в своем маленьком загородном раю. Андрей Туманов – самый известный дачник страны, по совместительству главный редактор газеты "Ваши 6 соток" – на свои шесть сквозь тернии подмосковных пробок добирается 3 часа. Самая обычная дача – домик 6 на 6, хозблок и куча грядок.

- Андрей Владимирович, я смотрю, у вас тут ни свободного сантиметра.

- Земли мало, разве на 6 сотках нормальному человеку развернуться, приходится все использовать и получается вот такая каша из разных культур.

Клубника, картошка, лук, горох, даже топинамбур – по-простому земляная груша. С 70-х на грядках Туманова урожай за урожаем.

70-е годы. В стране большие проблемы с продовольствием. Выходом из ситуации становится раздача земли советскому народу. Начался так называемый "шестисоточный" бум.

Какая то умная голова, которая сидела в Политбюро, она придумала – выдать максимально много земли людям. Вот стали массово раздавать ее, поэтому люди кинулись, стали выращивать, почувствовали вкус к этой дачной жизни.

Выращивали все это порой на совсем непригодных для этой цели местах. В садовые товарищества превращались участки под линиями электропередачи и даже бывшие свалки. Ну а дачную архитектуру 70-х определили сплошные ограничения и запреты.

"Были домики очень маленькие, даже не домики, сараюшечки, потому что были всевозможные правила – нельзя было в два этажа строить, нельзя подвал копать, в общем сплошные нельзя. Потому сараюшечки, огородики и несколько деревьев. Ну как минимум половину участков занимало картофельное поле", – вспоминает Андрей Туманов.

Картошка – это вообще отдельная дачная глава, или голова всех огородных культур. Во все времена прокормиться картошкой было легче всего.
Как говорила повариха в фильме "Девчата": "Да вы знаете – сколько блюд из картошки! Оладьи картофельные раз, картошка в мундире – два, картошка жаренная – три".

Помимо особенностей гастрономических у картофеля обнаружились и свойства экономические.

Любой наблюдательный дачник может сам определить экономическую ситуацию в стране, вывести так называемый "картофельный индекс" вроде именитых Nikey и Dow Jones. Чем больше сажают соседи картошки, тем хуже обстоят дела. Кризис может быть еще совсем далеко – на другом конце страны или даже на другом континенте – картофелеводы, видимо, интуитивно добавляют грядки. Если бы аналитики и финансовые обозреватели были столь же наблюдательны, то для многих кризис и его преддверие не были бы таким сюрпризом.

"Мне этот "индекс" помогал зарабатывать очень хорошие деньги, особенно в 98-м, когда я обратил внимание, что сразу все соседи начали сажать очень много картошки. Тогда я быстро продал все акции и вложился в другие бумаги, продал ГКО и прекрасно этот кризис перенес", – говорит Андрей Туманов.

Сегодня увидеть картофельные плантации – редкость. На смену одноцветной ботве приходят разноцветные ландшафты. Елена Удалова – модный дизайнер – готова справиться с любым рельефом. Уверяет, что вестерии, каприфоль и скумпия будут цвести не хуже одуванчиков.

"Примерно о цифрах. В районе 10 тысяч долларов за сотку, а дальше предела нет", – сообщила главный редактор журнал "Ландшафтный дизайн" Елена Удалова.

- Лен, самый дорогой проект, примерно?

- Миллион евро, вполне.

- Сейчас, Лен, я переведу дыхание немножко. Серьезно?

Некоторых подмосковных дачников такая цена нисколько не смущает. Куда приятней похвастать перед соседом экзотическим растением, нежели количеством мешков картошки.

"Сейчас огородов почти нет. Сейчас делают искусственные горки, прудики, сажают уникальные растения. Те участки, где я принимаю участие в строительстве, там сажаются редчайшие растения, которые на зиму надо закутывать. Сейчас очень много времени уделяется ландшафтному дизайну", – говорит архитектор Алексей Кравченко.

Дачу самого Алексея Сергеевича ландшафтным дизайном наградила природа. Вмешиваться модными клумбами в свои земельные владения именитый архитектор не собирается.

Дизайн дома выдержан в старорусских архитектурных традициях. Теперь такие участки называют стародачными, они стали появляться в 30-е годы. Землю по целому гектару, в практически "шаговой" доступности от города давали военачальникам, академикам, профессорам – элите советских времен. Вместо грядок на пустующих сотках играли в теннис, вечерами собирались у костра попеть под гитару.

Для строительства дома архитектор, как правило, не приглашался, строили как могли, в основном из дерева, покрытие из дранки. Сегодня рынок стройматериалов переполнен: битумные мастики, несъемная опалубка, виниловый сайдинг, металлическая кровля. В общем на любой вкус и кошелек.. "Материалы дают возможность проектировать, делать какие то интересные проекты. Они являются толчком. Ты видишь, новый материал появился какой-то уникальный, и думаешь – как его применить в архитектуре и что с ним можно сделать. Когда сейчас можно сделать 5-метровое стекло практически без швов и переплетов 5 на 3", – говорит Алексей Кравченко.

У Натальи Хофман дом выдержан в лучших традициях сталинского ампира. На этом гектаре есть где развернуться. Поиграть с друзьями в дартс или настольный теннис. Вместо картошки на углях – ужин на барбекю.

"Мы когда создавали проект, мы с архитектором говорили, что при взгляде на дом должен присутствовать сталинский ампир. И фасад у нас действительно вот очень в строгих линиях, ну такой дом культуры", – рассказывает хозяйка дома Наталья Хофман.

"Дом культуры" в полторы тысячи квадратных метров и террасу в глубине лесных массивов дополняют ровные подстриженные газоны и спортивная площадка для детей. Свой аристократический дачный ландшафт Наталья разбавляет парочкой грядок.

- Наташ, я смотрю, что все-таки клубнику то удалось вырастить.

- Да, Анечка, угощайтесь, сейчас у нас растет то, что может расти само. Вот клубника относится к таким растениям.

Выросло само, и отлично, а вот с картофельной ботвой Наталье не удалось справиться, да и, в принципе, незачем.

- В прошлом году у нас был такой опыт огородничества, но это не пошло, поскольку этому надо отдаваться со всей страстью.

Аптекарский огородик Натальи страсти не требует. Рукола, пряные травки и 2-3 ягодки для души. Сегодня дача есть у каждого второго москвича. Домик 6 на 6 или особняк, картофельное поле или сорняк клубники.

Для кого-то засеивать грядки картошкой, укропом, луком, проще говоря, ассортиментом овощного магазина – одно удовольствие, для других – жизненная необходимость. Мотивации разные, результат один – вот она, гордость дачника, вырастил на совесть, соседям на зависть, весь год будем есть свое.

И тут как у философа Розанова. В чем смысл русской жизни? Летом варить варенье, а зимой его есть.