Театру имени Вахтангова – 90

Театр имени Вахтангова отмечает 90-летие. И впервые юбилейный вечер пройдет без привычной "Принцессы Турандот". Вместо неё будут давать "Пристань"- спектакль посвящен истории театра и памяти всех тех, кто отдал ему всю свою творческую жизнь.

Театр имени Вахтангова отмечает 90-летие. И впервые юбилейный вечер пройдет без привычной "Принцессы Турандот". Вместо неё будут давать "Пристань"- спектакль посвящен истории театра и памяти всех тех, кто отдал ему всю свою творческую жизнь.

Можно повторить вслед Высоцкому: «Шагают актеры в ряд, дышат свободно. Каждый второй – лауреат или народный». Написано о вахтанговцах 40 лет назад. Как-будто сегодня. И четыре десятка лет спустя на сцене – народный артист Василий Лановой в образе Пушкина. За ним народный же Вячеслав Шалевич – Галилией. Народная Людмила Максакова. И еще один народный – Владимир Этуш.

"Есть печка, и она топится. И когда ты чувствуешь эту защиту – может быть, это странное сравнение – но вот я так ощущаю. У меня за спиной что-то мое. Вот это театр Вахтангова", – говорит народный артист СССР Владимир Этуш.

Римас Туминас говорит, что сознательно отказался рассказывать в юбилейной постановке об истории театра. Да и зачем, когда память о прошлом жива в каждом из актеров. "Сколько мы себя любим и уважаем, так мы любим прошлое. В нас самих, в них вся история, и пришлось только нам браться за новые работы", – говорит художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас.

Этот спектакль – бенефис корифеев-вахтанговцев. Смеясь над возрастом, на сцену, которую режиссер превратил в "Пристань", поднимается старейшая актриса труппы Галина Коновалова. Как сама говорит, роль выбрала к лицу – играет "бывшую артистку императорских театров" из рассказа Бунина.

Актриса, которая в 95 лет блистает в трех спектаклях, недавно шокировала коллег заявлением: "У меня есть любовник! Моложе на пять лет". Владимир Этуш ревниво крикнул: "Да как его зовут?!" "Театр Вахтангова", – был ответ. Галина Львовна отметила все юбилеи театра за последние 70 лет.

"Вот пришел Римас. И вдруг придумал такую вещь. Про которую все говорят: что, какая "Пристань"? Я ее все время называла «Палубой». Я даже забыла слово. А в результате задумка интересная. То ли это прощание со старым театром, то ли это наоборот что-то", – делится Заслуженная артистка России Галина Коновалова

Спектакль по мотивам классических пьес – "Пристань", в которую Туминас превратил подмостки, – метафора театра, как безмолвная хроника событий девяти десятилетий, место, куда прибывают люди и откуда уходят – двумя путями.

Есть еще и третий путь – стать главным режиссером. Как Рубен Симонов, его сын Евгений Симонов, как Михаил Ульянов. За 90 лет театр сменил всего пять художественных руководителей. Их портреты будто говорят – пост пожизненный. Возможно, именно это и создавало неповторимую, домашнюю атмосферу вахтанговского театра.

"Тут на Арбате жил тогда в Афанасьевском переулке не кто-нибудь, а Булгаков, тогда страшно поруганный, у которого отовсюду сняли спектакли, во МХАТе там. И вот наши уже давно умершие руководители, портреты которых вы видите – Симонов – к нему поехали, наши у него пьесу какую-то недоделанную, этого самого "Дон Кихота", взяли", – рассказывает Галина Коновалова.

Кадры спектакля Рубена Симонова 1963 года – реконструкция легендарной "Принцессы Турандот" Евгения Вахтангова, которая не была записана на пленку. Вахтангов шел к этой постановке с 1913 года, когда группа молодых актеров с ним во главе организовала собственную драматическую студию под крылом МХАТа.

В 1921-м вахтанговская труппа обосновалась по адресу: Арбат, 26. В голодном 1922-м смертельно больной режиссер поставил легкий, праздничный спектакль, который утверждал жизнь, добро и любовь. Сейчас рядом с фонтаном большая афиша – "юбилейный сезон". Первый "пришлый" худрук Римас Туминас собирается отметить 90-летие с размахом. Кстати, за прошлый сезон театр имени Вахтангова стал самым посещаемым в Москве.