О том, какова реакция Евросоюза на затянувшийся газовый кризис и какие шаги может предпринять Европа, чтобы способствовать разрешению проблемы в эксклюзивном интервью каналу "Вести" ответил глава представительства Еврокомиссии в России Марк Франко.

"Наблюдатели по определению могут только наблюдать. И в настоящий момент они констатируют отсутствие прокачки газа. Да, их допустили на свои объекты и российская, и украинская стороны. И, к сожалению, они пришли к выводу, что газ не поступает", - сообщил Марк Франко.

"Прежде всего мы должны предельно четко дать понять обеим сторонам – и России, и Украине, что эта ситуация неприемлема. Мы рассчитываем, что они придут к соглашению об урегулировании двухсторонних технико-экономических проблем, и газ снова начнет поступать в страны Евросоюза. Мы рассчитываем, что обе стороны конфликта будут соблюдать свои обязательства по контрактам со странами и компаниями ЕС, и восстановят поставки газа европейским потребителям. Но помимо оказания давления на оба государства на политическом уровне мы должны создавать благоприятный климат для диалога. И быть готовыми в случае необходимости играть посредническую роль и содействовать урегулированию конфликта другими способами", - заметил Франко.

"Для потребителей, особенно в наиболее пострадавших от газового конфликта странах – Болгарии, Словаки, и в не входящих в Евросоюз Молдавии и Сербии – не так важно, кто является первоисточником конфликта. Они будут винить в своих бедах и поставщика и транзитера. И тот, и другой теряют авторитет в глазах широкой европейской общественности. Это может иметь и далеко идущие последствия. Если конфликт затянется, под вопросом будет в целом надежность Украины и России как торгово-экономических и инвестиционных партнеров. Поэтому обе стороны должны быть заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта", - подчеркнул глава представительства Еврокомиссии.

Отвечая на вопрос о европейской энергетической хартии, Франко сказал: "Европейская энергетическая хартия – очень важный документ, регулирующий принципы, на которых должны базироваться производство, транзит, распределение и потребление энергоресурсов. Поэтому мы всегда настаивали на том, чтобы Россия не только подписала это соглашение, но и ратифицировала его. В нынешней ситуации нужно разобраться, в какой степени Украина или Россия не следовали принципам хартии. И это не простой вопрос. Подписав хартию Россия, взяла на себя обязательства соблюдать принципы этого документа, не дожидаясь его ратификации высшим органом законодательной власти. Хартия содержит соответствующее положение", - заключил Марк Франко.