Президента России ждет далекая Намибия

Читать Вести в MAX
На следующей неделе президент России отправится с первым за многие годы большим турне в Африку. Из Намибии вернулся наш корреспондент. Там его приняли президент этой страны и российские бизнесмены, которые давно там работают.

На следующей неделе президент России отправится с первым за многие годы большим турне в Африку. Из Намибии вернулся наш корреспондент. Там его приняли президент этой страны и российские бизнесмены, которые давно там работают.

Раннее утро в столичном Виндхуке. Танец радости и добра племени нама и овамбо. Намибия – одна из немногих бывших немецких колоний. Вот стоит лютеранский собор. Внутри находится "стена памяти" немецким колонистам, убитым местным населением. Но это давняя история, а есть и современная.

Рядом – перекресток улиц Фиделя Кастро и Роберта Мугабе, напоминание о войне за независимость от ЮАР. На помощь повстанцам тогда пришли и соседние страны, и далекие Куба и СССР, где тогда и скрывался нынешний президент Хификепунье Похамба.

"Наша страна была оккупирована ЮАР, которую поддерживали США и Великобритания. Но Советский Союз пришел нам на помощь. Я в то время не раз бывал в Москве на переговорах с советским руководством. Русские воевали с нами бок о бок в Анголе. Их кусали змеи и москиты, но они нас не бросили. Потому что настоящий друг познается в беде. И мы до сих пор очень это ценим", – говорит президент Намибии.

На рубеже 80-х – 90-х годов Москва ушла с юга Африки, но европейское влияние осталось. На джипах мы отправляемся на немецкую ферму Окапука: в переводе с языка племени герреро, "маленький жук".

Главный немецкий след в Намибии – это ее железные дороги. Построенные в конце XIX века германскими военными, сейчас они служат независимой Намибии. По ним сюда на сафари приезжают туристы.

Но богатство животного мира – не все достояние Намибии. Под землей здесь есть уран, алмазы, золото, а на шельфе, возможно, нефть. Это перспективный рынок для российских компаний.

"Русские компании не будут иметь здесь никаких проблем, – уверяет президент Намибии. – У нас абсолютно прозрачное законодательство. Для меня нет принципиального различия между крупными российскими компаниями и интересами российского государства. Большой капитал для нас – это продолжение доверительных отношений России и Намибии на государственном уровне".

Откуда же такое доверие к новой России? Студент 4-го курса Джереми Моиаме вернулся из Ростова-на-Дону в Намибию на каникулы. По России скучает, но вспоминает о ней только сам. "Нет русскоязычного центра. А люди должны понять, что Россия – это не только снег и белые медведи. Я решил, что нужно создать здесь русский центр, где прославится русская речь", – сказал он.

Но как бы России не опоздать, ведь сюда спешат и другие. Вот китайский квартал столичного Виндхука, ларьки с хорошо знакомым китайским ширпотребом. Но китайцы создают в Намибии еще и инфраструктуру. Даже новая резиденция президента Похамбы построена тоже китайцами.

"Мы маленькое государство, которому в первую очередь нужно развивать экономические отношения. Нам нужны технологии, будь они из США или России", – говорит президент Намибии.

Намибийцы готовы иметь дело со многими. Сказывается усталость от многолетней зависимости когда-то от Германии, а сейчас от ЮАР. Среди тех, кто отправляется в Африку вместе с президентом – известный российский банк ВТБ.

"Если говорить о проектах, то в Намибии мы получили ряд лицензий на разработку урановых месторождений", – заявил в интервью "Вестям в субботу" председатель правления ОАО "Банк ВТБ" Андрей Костин.

"Там есть и нефть, и алмазы, и другие природные ресурсы, – продолжил Андрей Костин. – И в этом участии заинтересован целый ряд российских компаний – и "АЛРОСА", и наши газовые и нефтяные компании. И банк должен представлять и поддерживать интересы российских компаний".

По его словам, кризис" вносит свои коррективы, но, с другой стороны, иногда делает наше участие более конкурентным". "Сейчас, мне кажется, еще можно использовать накопленный политический потенциал", – уверен председатель правления ВТБ.